Александр мурычев: «малые банки не чувствуют перспективы»

      Комментарии к записи Александр мурычев: «малые банки не чувствуют перспективы» отключены

Александр мурычев: «малые банки не чувствуют перспективы»

20 мая в Москве пройдет собрание Ассоциации региональных банков России. Незадолго до глава совета АРБР Александр Мурычев расказал журналистам Bankir.Ru о провале по постройке честной банковской борьбе, о том, чем ассоциация займется в ближайшие три года, и из-за чего запрещено на большом растоянии прятать комплект антикризисных инструментов.

— Эта деловая семь дней закончится собранием Ассоциации региональных банков России. Что услышат банкиры? Какие конкретно результаты трехлетнего труда им будут предъявлены?

— Да, нам предстоит достаточно эпохальное событие в жизни любой организации, в особенности таковой знаковой в экономическом сообществе как Ассоциация региональных банков России. Будет представлен отчет о деятельности АРБР за три года, пройдут выборы председателя и совета совета ассоциации и утверждение в должности президента ассоциации.

За последние три года случилось очень многое. На протяжении подготовки к собранию совет ассоциации региональных банков фокусировал внимание на четырех основных темах. Одна из них – выработка предложений по скорейшему преодолению последствий кризиса. Последствия кризиса мы еще не преодолели, и тот, кто говорит об обратном, не весьма компетентен. Неприятностей еще большое количество.

Это и некачественные активы, и нерасчищенные от нехороших долгов балансы, и судебные иски и другое. За эти годы достаточно заметное количество банков ушло с рынка, каждый год мы теряли от 40 до 50 банков.

— Обстоятельства одинаковые?

— Основная неприятность – ужесточение требований по капиталу. Эта тема коснулась сотен кредитных учреждений. Сейчас, в соответствии со стратегией развития финсектора, банки ожидает планка капитализации в 300 млн. рублей.

Время на докапитализацию имеется. Однако, жаль, что не обращая внимания на все усилия банковского сообщества удалось достигнуть только компромиссной цифры. Само собой разумеется, это разумная середина, но я все же не разглядываю данный компромисс как победу.

Считаю, что этим вопросом стоит и дпльше заниматься, поскольку это еще не решение. Каждая стратегия может со временем корректироваться.

— Но так как больший капитал – это громадная устойчивость?

— Далеко не только и не столько громадный капитал снабжает устойчивость. Ассоциация большое количество трудилась по вопросам обеспечения устойчивости финсектора и созданию условий для увеличения кредитной активности. Очень многое удалось сделать.

Благодаря упрочнениям ассоциации был принят множество законов, снабжающих увеличение устойчивости всей денежной совокупности, а не только банковской. Уточнены нормативные положения Центробанка, каковые на период кризиса по большому счету были значительно смягчены. на данный момент, к примеру, АРБР выступает с инициативой прекратить вычислять доходность показателем жизнеспособности банка.

Сама жизнь заставляет это сделать.

За кризисные годы не было допущено паники среди населения, финансовая система устояла. Сейчас наметился кроме того маленький рост кредитной активности, не смотря на то, что регулятор ожидал от банков большего. Это говорит о некоем оживлении, но наряду с этим не нужно забывать, что мы находимся в периоде кредитной стагнации, и 11% роста – это не показатель. До кризиса эти цифры были в разы больше

Еще одно, третье направление отечественной трехлетней работы связанно для того, чтобы обеспечить в банковском секторе честную борьбу. Но нужно признать: нам мало что удалось в данной связи сделать. Кризис внес свою лепту в участия государства и усиление роли в экономике и в банковском секторе в частности. Мы все молили о помощи, и государство помогало. И в первую очередь помогало большим госбанкам.

Как следствие их роль в кризис усилилась.

на данный момент мы сталкиваемся с еще более деформированной и искаженной конкурентной средой. Последствия этого будем разгребать еще несколько год. Это именно то направление, на котором направляться фокусировать активность совета АРБР в грядущие три года. Не обращая внимания на заявленные программы, которые связаны с постепенным выходом страны из экономики, а также – и из финсектора, мы пока не видим настоящих шагов в этом направлении. Все происходит хаотично.

Нет главного – системного понимания, в то время, когда, в каких количествах и из каких банков государство собирается выходить. На собрании АРБР мы будем поднимать данный вопрос.

— Ребром поставите?

— Я считаю, что на данный момент и правительство, и ЦБ должны определиться, чем они обладают, каковы их интересы в банковском секторе. И должны предложить настоящие программы приватизации, где продажную цена будет определять предложения и рынок спроса. Ясно, что у всех большое количество различных заинтересованностей, но принимать решения необходимо открыто и прозрачно, в случае если мы говорим о постройке вправду конкурентного рынка банковских одолжений.

Однако, даже в том случае, если мы и добьемся от правительства аналогичной программы, я не пологаю, что на банковском рынке скоро начнет формироваться настоящая борьба. Из-за блокирующих, в противном случае и контрольных пакетов в руках страны его авторитет на финсектор никуда не провалится сквозь землю. На это пригодится большое время.

— Быть может, тогда банковские услуги станут значительно дешевее?

— Это четвертое направление отечественной работы – качества и повышение доступности денежных одолжений. Сделать удалось очень многое, но возможно было и больше. Российская Федерация огромна и потребности в банковских одолжениях у нее громадные.

Это лишь Москва вся в банковских конторах, а по стране мы отстаем от европейских показателей по количеству банковских контор на одного человека в пять раз. Эта задача также переходит на ближайшие три года деятельности ассоциации.

— Чем еще займется АРБР в ближайшую «трехлетку»?

— Вопросами, касающимися совершенствования правовой среды. Главное – необходимо сбалансировать ответственность заёмщика и кредитора. Закон не следует на защите добросовестных заемщиков. Судебные тяжбы продолжаются годами, тратятся огромные деньги. Это показывает, что мы должны защищать не только банки, необходимо отыскать баланс заинтересованностей. К примеру, не просто так активизировалось обсуждение закона о несостоятельности физических лиц.

Данный закон, не обращая внимания на его ужасное наименование, направлен на защиту заинтересованностей заемщиков, попавших в тяжелую обстановку. В том месте четко прописываются соцгарантии банкротам. Но я не пологаю, что данный закон будет принят в скором будущем. Он через чур «взрывоопасный».

И возможно легко развернуть его обсуждение в собственных заинтересованностях, политизировать, кроме того не углубляясь в сущность.

Еще одна тема работы АРБР – совершенствование корпоративного управления в банках, создание совокупности корпоративного поведения банков на рынке, совершенствование совокупности этических норм. Тут громадный пласт неприятностей, каковые рассматриваются сейчас слабо. Нужно переходить на западные стандарты, дабы отечественные западные инвесторы нас осознавали.

Сейчас банки трудятся по четырем отчетным совокупностям, причем лишь одна из них – внутренняя – реально нужна банкам, а по всем остальным они, по сути, лишь отписываются. Тут необходимо наводить порядок.

Эти неприятности – системные. Они показывают, что мы находимся только начинаеться развития.

— В противном случае и запоздали?

— Нет. К примеру, американцы также не торопятся переходить на МСФО, они привыкли к собственной совокупности отчетности, не обращая внимания на то, что входят в верховный совет МСФО. Но инвесторы их данным доверяют больше.

К российской банковской совокупности предъявляется претензии, что она не хватает прозрачна.

— Как своеобразные неприятности региональных банков становятся неспециализированными для всего финсектора?

— Это вечная тема. Имеется 500 действующих региональных банков, но региональными можно считать и банки с головным офисом в Москве, но с разветвленной филиальной сетью. Они обслуживают регионы. И трудятся по законам их жизни. В ассоциацию так как входят не только региональные банки, но и многие ведущие кредитные организации из первой много. Они же, увидим, параллельно входят и в Ассоциацию русских банков.

Это показывает, что отечественная ассоциация – компетентная и влиятельная организация, которая оказывает помощь снабжать бизнес-процессы в регионах. Более чем 40% банков имеют двойное членство в обеих ассоциациях и жалоб на то, что кого-то смущает цена вопроса, я не слышал.

— Исходя из этого столько шума по поводу идеи объединения банковских ассоциаций? Вы готовы к дискуссии данной темы на съезде?

— В повестку дня не включали, но в случае если спросят – отвечу. Я шесть лет назад первым внес предложение банковским ассоциациям объединиться. В то время как раз Сбербанк был категорически против. Но тогда было второе время, настроение для консолидации было более оптимистично.

Сейчас складывается нерыночная конкурентная среда с засильем страны в банковском секторе, исходя из этого малые банки в отношении идеи объединения справедливо насторожились.

Я – за объединение, но на данный момент не время для этого. средние и Малые банки не ощущают собственной бизнес-возможности. Как они смогут ее ощущать, в случае если каждый год изменяются требования к капитализации? Я считаю, что регулятор обязан забрать обязательство не повышать планку капитала выше 300 млн. рублей до 2025 года.

Тогда у банкиров будет второй психотерапевтический настрой, и возможно будет сказать об организационной консолидации. Настроения по поводу идеи объединения ассоциаций – это один из показателей доверия, микроклимата и уверенности в отечественном сообществе.

— Вы много раз заявляли, что зря регулятором отменяются меры по борьбе с кризисом, что необходимо всегда иметь в банковском хозяйстве стабилизиционый «комплект отверток». Какие конкретно инструменты необходимо постоянно держать наготове, а какие конкретно возможно «убрать на антресоли»?

— Ничего никуда не требуется убирать! Нужно иметь под рукой инструментарий на любой случай. Так как данный «комплект» мы собирали 20 лет! Мы пробовали «продавить», убедить в необходимости принять данный «комплект», но не получалось. А кризис подтолкнул власти функционировать, и отечественные предложения превратились в инструментарий для поддержания стабильности финсектора. Это было сделано!

Скоро и филигранно.

Возможности у правительства на данный момент громадные. Я считаю нужным покинуть субординированное кредитование. Это была успешная программа, которой прокредитовалась настоящая экономика.

И это хороший пример, говорящий о том, что с правительством возможно трудиться. Таких примеров мало, поскольку укоренилась привычка не верить власти.

Беззалоговые аукционы сейчас, возможно, уже не так актуальны, как в разгар кризиса. А вот механизмы санации в рамках Агентства по страхованию вкладов совершенно верно нужно сохранять неизменно. И, конечно же, требует усиления структура надзора за банками, по причине того, что кризис продемонстрировал: не все прекрасно в надзоре.

С чего началось? Все были уверены, что большие банки не так уязвимы как малые, что они – поручитель непотопляемости. Но кризис четко продемонстрировал, что все обычно обстоит с точностью до напротив.

Это показывает, что око надзора должно быть зорче и объективнее.

Ян Арт, вице-президент Ассоциации региональных банков России


Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: