Деятельность кредитных организаций и мсфо

      Комментарии к записи Деятельность кредитных организаций и мсфо отключены

Деятельность кредитных организаций и мсфо

Полный текст всех Западных стандартов денежной отчетности представляет собой объемистую книгу (таблиц 1000 страниц и порядка текста). Систематично в существующие стандарты вносятся дополнения и изменения (время от времени большие по количеству), принимаются новые. Наряду с этим базы и правила, заложенные в МСФО изначально, остаются постоянными. // А.В.

Суворов, к.э.н., МГТА. Методический издание Внедрение МСФО в кредитной организации № 1/2005

Изюминки западных стандартов, имеющих отношение к деятельности кредитных организаций

Западные стандарты в той интерпретации, в которой они рассматриваются сейчас в Российской Федерации, относятся к отчетности и не регулируют учет как такой. Но они определяют и дают толкование базисных понятий, исходя из этого при применения в бухгалтерском учете понятий, хороших от приведенных в стандартах, кроме того методом бессчётных корректировок создание отчета будет практически нереально.

Так, ведение учета на базе понятий и принципов, заложенных в МСФО, для кредитных организаций не только нужно, но и с недавних пор во многих случаях в обязательном порядке. МСФО имеют собственный словарь определений и терминов.

При переходе русских кредитных организаций на Западные стандарты отчётности и бухгалтерского учёта за базу принимаются стандарты, созданные Комитетом по западным стандартам денежной отчетности (КМСФО), каковые являются едиными для главных промышленно развитых государств.

направляться кроме этого учесть, что западные стандарты унифицируют такие основополагающие требования бухучёта, как:

— содержание отчетности;

— критерии внесения в отчетность разных ее элементов;

— правила оценки элементов отчетности;

— количество предоставляемой в отчетности информации.

В МСФО нашли собственный отражение все наиболее значимые вопросы бухучёта: учетная политика, консолидированная денежная отчетность, налогообложение и другие. Любой стандарт содержит следующую данные:

— объект учета: дается определение основных понятий и объекта учёта, которые связаны с этим объектом;

— признание объекта учета: дается описание параметров отнесения объектов учета к разным элементам отчетности;

— оценка объекта учета: приводятся советы по применению требований и методов оценки к оценке разных элементов отчетности;

— отражение в денежной отчетности: раскрывается информация об объекте учета в разных формах денежной отчетности.

Но появляется вопрос о том, все ли МСФО применимы в банковской отчетности. Базельский комитет по банковскому надзору по просьбе министров финансов и начальников центральных банков промышленно развитых государств в 2000 году проанализировал 15 Западных стандартов денежной отчетности, имеющих, согласно точки зрения Комитета, самое яркое отношение к банкам, среди которых эксперты уделили особенное внимание МСФО 30 «Раскрытие информации в денежных отчетах банков и подобных денежных учреждениях» и МСФО 39 «Денежные инструменты: оценка и признание».

В итоге эксперты выяснили пара направлений совершенствования МСФО 30, а для раскрытия непростых вопросов применения МСФО 39 Комитет по западным стандартам денежной отчетности организовал особый подкомитет для подготовки методических указаний по его применению.

Использование МСФО в банках есть новым не только для России, но и для банковских совокупностей других государств, причем использование этих стандартов осуществляется на протяжении совершенствования самих стандартов, каковые за границей в целом употребляются в разных секторах экономики, в том числе и в банковском. Увидим, что Российская Федерация официально не присоединилась к государствам, применяющим МСФО. Так, российскому финсектору дана возможность первому сделать ход по пути к этому присоединению.

Главные задачи бухучёта в кредитных организациях при переходе на МСФО

Бухучёт в кредитных организациях представляет собой упорядоченную совокупность сбора, обобщения и регистрации информации в финансовом выражении об имуществе этих организаций, их движении и обязательствах методом целого, постоянного и документального учета всех операций.

Бухучёт ведется банком непрерывно с момента его регистрации в качестве юрлица до реструкуризации либо ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и с учетом интернациональной практики главными задачами бухучёта в банках являются:

— формирование полной, детальной, точной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, нужной внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — начальникам, акционерам (участникам) организации, и внешним пользователям — инвесторам, другим пользователям и кредиторам бухгалтерской отчетности;

— предоставление информации, нужной внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении кредитной организацией банковских и хозяйственных операций и их целесообразностью, движением и наличием обязательств и активов, применением материальных, трудовых и денег в соответствии с утвержденными нормами, сметами и нормативами;

— предотвращение отрицательных результатов деятельности кредитной организации и обнаружение внутренних резервов обеспечения ее денежной устойчивости;

— применение финансовой отчётности и бухгалтерского учёта для принятия управленческих ответов.

Учет в банках тесно связан с учетом в разных отраслях экономики. Эта сообщение определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию фирм, учреждений и организаций. Делаемые банками операции по кредитованию, расчетам и т.д. находят собственный отражение в бухгалтерском учете банков, фирм и других хозяйствующих субъектов.

Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах организаций и предприятий и показывают сумму взятых банковских кредитов. Одновременно с этим финансовые средства организаций и предприятий на расчетных, текущих идругих квитанциях отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка — по пассиву.

Пользователями в соответствии с западным стандартам смогут быть настоящие и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и власти, и общественность в целом. Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, смогут иметь разные интересы (их представители и инвесторы заинтересованы в информации о доходности и рискованности собственных фактических и планируемых инвестиций; кредиторы заинтересованы в информации, разрешающей выяснить, будут ли вовремя погашены ссуды, предоставленные ими кредитной организации, и выплачены соответствующие проценты; власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций распределения ресурсов, реализации и разработки общегосударственной политики, ведения статистического учета; общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе кредитной организации в увеличении благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях).

Потому, что интересы пользователей существенно различаются, бухучёт не имеет возможности удовлетворить все информационные потребности этих пользователей полностью, а собираемая учетная информация предназначена для удовлетворения самые общих потребностей.

Что касается информации для внутренних пользователей, цель бухучёта в соответствии с МСФО пребывает в формировании информации, нужной управлению кредитной организации для принятия управленческих ответов. Наряду с этим имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, а также на базе информации для внутренних пользователей, относящейся к денежному положению кредитной организации, итогам ее деятельности, трансформациям в денежном положении.

Особенности и порядок проведения аудита денежной отчетности, составленной в соответствии с МСФО

Организация, проводящая аудит денежной отчетности на предмет ее соответствия МСФО, должна иметь среди собственных сотрудников экспертов с дипломами международнопризнанных бухгалтерских и аудиторских компаний. Такие дипломы должны быть у начальника аудиторской компании, его помощника и у двух-трех экспертов, несущих ответственность за управление рисками и уровень качества подготовки аудиторского заключения.

Помимо этого, рекомендуется, дабы начальник аудиторской компании и его помощник в один момент являлись бы и ее собственниками: предполагается, что тем самым они будут нести ответственность за подпись под заключением всем своим имуществом. Но экспертов-аудиторов с интернациональными дипломами в Российской Федерации мало, к тому же не все начальники компаний находят время на сдачу экзаменов и не все они (не смотря на то, что и большая часть) являются собственниками компании. Сейчас таким условиям соответствуют только аудиторские компании «громадной четверки», услуги которых стоят от $150 тыс. (заключение российского аудитора — около $20 тыс.).

Трудности аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, связаны с несовершенством нормативной базы. Минфин РФ уже давно занимается разработкой нормативных документов, касающихся реформирования отчётности и бухгалтерского учёта. Но и у него иногда появляются вопросы, которые связаны с несовершенством нормативной базы. Так, к примеру, в тексте закона «О бухгалтерском учете» в п. 1 ст.

5 говорится, что неспециализированное методологическое управление бухучётом в РФ осуществляется правительством РФ. В п. 2 данной статьи сообщено, что органы, которым законами дана возможность регулирования бухучёта, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах собственной компетенции необходимые для выполнения всеми организациями на территории РФ:

— замыслы квитанций инструкции и бухгалтерского учёта по их применению;

— положения (стандарты) по бухучёту, устанавливающие правила, правила и методы ведения организациями учета хозяйственных операций, представления и составления отчетности;

— другие методические указания и нормативные акты по вопросам бухучёта;

— положения и стандарты, устанавливающие правила, правила и отчётности ведения и способы учёта для таможенных целей.

Потому, что данной статьей не установлено иное, имеется основание считать, что все органы, занимающиеся регулированием бухучёта, смогут это делать лишь в том случае, если это право им предоставлено соответствующим законом .

Планирование, проведение и организация аудита денежной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются на основании закона от 07.08.2001
№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и соответствующими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Главной целью аудита подготовленной в соответствии с русским законодательством бухгалтерской отчетности есть формирование заключения о том, снабжает ли эта отчетность во всех значительных качествах отражение активов, финансовых результатов и пассивов деятельности банка за год, закончившийся 31 декабря 2004 года, исходя из требований законодательства РФ, и предоставление детализированного отчета.

По итогам каждого этапа проверки представляется аудиторский отчет, а по окончании проверки — аудиторское заключение по денежной отчетности банка за 2004 год.

содержание и Состав аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности», и требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (отчёта и баланса о убытках и прибылях), изложенным в Федеральном правиле (стандарте) № 6 «Аудиторское заключение по денежной (бухгалтерской) отчетности», утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Предполагаемый срок предоставления годового подписания и аудиторского заключения годовой публикуемой отчетности — 15 мая 2005 года. направляться подчернуть, что годовое аудиторское заключение возможно выдано, а отчетность, предназначенная для публикации, подписана аудитором лишь по окончании предоставления банком аудиторской компании оригинала годовой бухгалтерской отчетности с отметкой Банка России в количестве, установленном соответствующими нормативными актами, и предоставления форм публикуемой отчетности, составленных банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Детализированный отчет, воображаемый по итогам каждого этапа проверки, носит тайный темперамент и помогает только чтобы привлечь интерес управления банка к имеющимся недочётам, и указать отдельные методы их исправления. Составление для того чтобы отчета не есть необходимым, а зависит только от стиля работы аудиторской компании.

Все найденные недочёты действующей совокупности внутреннего контроля, отклонения в отчётности и учёте от ошибки и установленного порядка, воздействующие на темперамент предполагаемого аудиторского заключения, смогут сообщаться как на протяжении проверки, так и по ее окончании, потому, что они включаются в содержание письменных отчетов. На начальной стадии проверки аудиторы деятельно взаимодействуют с сотрудниками службы и бухгалтерии внутреннего контроля.

Практические вопросы, появляющиеся на протяжении аудиторской проверки, разрешаются совместно с управлением разных отделов, начальником работы внутреннего контроля и главбухом. По окончании проверки аудиторское заключение обсуждается с управлением банка.

Грамотное проведение аудиторской проверки, полезность и надёжность ее результатов зависят от помощи сотрудников поддержки и банка работы аудиторов. Аудиторы рассчитывают взять все документы и сведения, на каковые возможно опереться при подготовке заключения.

Аудиторы, в большинстве случаев, гарантируют абсолютную конфиденциальность всей взятой на протяжении проверки информации о банке, и то, что она не будет использована ими либо передана третьим лицам без предварительного письменного разрешения управления контролируемого банка (исключение составляют случаи раскрытия конфиденциальности информации согластно судебному вердикту либо в правовом поле РФ).

Цена услуг, в большинстве случаев, определяется в зависимости от времени, требуемого с целью проведения аудита, исходя из почасовых ставок задействованных экспертов в соответствии с уровнем квалификации последних.

Тарифы на оказание сопутствующих аудиту одолжений зависят от сложности и объёма решаемых задач и устанавливаются по согласованию сторон. трудоёмкость и Характер аудиторской испытания зависят от предварительной оценки используемой банком совокупности учёта и внутреннего контроля, снабжающей тот либо другой уровень надежности денежной информации, и от сложности и масштабов деятельности банка. Окончательная цена соглашения на оказание аудиторских одолжений, и сроки проведения аудиторской испытания согласуются на протяжении переговоров.

Главной целью аудита денежной отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, есть формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех значительных отношениях денежного состояния банка за год, результатов его движения и операционной деятельности денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО.

Аудит денежной отчетности по МСФО проводится в соответствии с требованиями Западных стандартов аудита в отношении количества аудиторских процедур, формата и видов тестов предоставляемого заключения.

По итогам аудита банку предоставляются следующие документы:

— Аудиторское заключение за год, закончившийся 31 декабря 2004 года;

— Письмо по вопросам управления.

Сейчас, пока учет ведется в соответствии с Русскими положениями по бухучёту, Банк России сравнительно не так давно ввел следующие трансформации в нормативную базу: при составлении денежной отчетности в соответствии с МСФО русский денежная отчетность употребляется в качестве базисной. Для приведения ее в соответствие с МСФО осуществляется последовательность трансформационных процедур. Так, аудиторы смогут в один момент предоставлять следующий комплекс одолжений:

— аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с русским законодательством, за 2004 год;

— аудит денежной отчетности, подготовленной в соответствии с Западными стандартами денежной отчетности, за 2004 год;

— консалтинговые услуги по подготовке денежной отчетности в соответствии с МСФО.

Результаты аудиторских испытаний банков, составляющих собственную денежную отчетность в соответствии с МСФО, говорят об устойчивой тенденции роста этих банков по таким показателям, как «Личный капитал», «Чистая» прибыль «и Активы». Как продемонстрировало исследование, успешные результаты работы этих банков обусловлены тем, что в ходе кредитования они главное внимание уделяют управлению и анализу рисками. Тогда как средний уровень риска кредитных операций в большинстве русских банков образовывает порядка 30%, в банках, составляющих отчетность в соответствии с требования МСФО, риск кредитного портфеля не превышает 10%.

В Российской Федерации к началу 2004 года отчетность по МСФО составляли около 120 банков. Практически эти банки охватывали 70% активов всего капитала и банковского сектора, причем для аудита соответствия составленной отчетности требованиям МСФО эти банки завлекали интернациональные аудиторские компании. Как показывает практика, эти банки высоко оценивают помощь аудиторов интернациональных компаний в области свободного анализа внутрибанковских процедур и процессов.

За время работы по подготовке составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО банки, в большинстве случаев, приобретают множество рекомендаций по совершенствованию отдельных сфер управления (таких, как оптимизация организационной структуры банка, совершенствование управления филиальной сетью, развитие совокупности внутреннего контроля, совершенствование и безопасность IT, оптимизация клиентской политики). Помимо этого, у персонала банков появляется возможность повысить собственную квалификацию за счет изучения МСФО и способов составления отчетности в соответствии с требованиями западных стандартов.

Успешным итогам работы таких банков кроме этого содействует рвение инвестировать большие денежные ресурсы в развитие инфраструктуры, разрешающей обеспечить стабильность и доходность деятельности в долговременной возможности. Инфраструктура этих банков включает консалтинговую, страховую и лизинговую сферы деятельности, клиринговые центры согласно расчетам в сфере ТЭКа и целый ряд других видов деятельности, для принятие участия в которых эти банки создали личные компании. Основная цель и преимущество созданной при этих банках инфраструктуры заключаются в комплексном обслуживании клиентов в интересах действенного развития бизнеса.

Не обращая внимания на то что принцип приоритета
и — базовый принцип содержания над формой — употреблялся банками при составлении принятии решений и управленческой отчётности и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с интернациональными аудиторскими компаниями тяжело переоценить.

В частности, для устранения самые серьёзных расхождений между РПБУ и МСФО нужно ввести учет расходов и доходов по способу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, и начисления учета амортизации и правила имущества.

Значительно более значительной проблемой, с которой сталкиваются банки при составлении отчетно

Бесплатный вебинар МСФО (IFRS) 9 Финансовые инструменты


Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Мсфо (ifrs) 7 – вопросы практического применения для банков и других финансовых организаций

Денежные университеты в Российской Федерации и СНГ сталкиваются с разными сложностями в ходе применения МСФО. В данной статье мы исследуем кое-какие из…

  • Мсфо: центробанк бьет по газетным уткам. татьяна парамонова заявляет, что международные стандарты #8212; не для скупки банков по дешевке

    Сравнительно не так давно тысяча с лишним российских банков сдали собственный первый отчет по МСФО. В следствии отечественные банкиры наровне с…

  • Леонид шнейдман: «законодательство о мсфо направлено на развитие финансового рынка в нашей стране»

    На сравнительно не так давно прошедшем четырехдневном форуме «Банк: бухгалтерия, налоги, отчетность» обсуждались последствия введения с 1 января 2013…

  • Крушение мифа мсфо

    Обязана ли денежная отчетность отражать настоящее состояние субъектов экономики? Само собой разумеется, обязана. В действительности как раз стандарты…