Должны ли физики владеть маркетингом?

      Комментарии к записи Должны ли физики владеть маркетингом? отключены

Должны ли физики владеть маркетингом?

Андрей Семеркин Главред, Москва

Парадокс: мы можем «зажигать» научные звезды, но не обучились продвигать их Alma mater. Как поменять обстановку? Интервью ректора Новосибирского университета Михаила Федорука.

Среди выпускников Новосибирского национального университета – множество ученых с мировым именем, успешных экспертов – около 500 новосибирцев трудятся в одном лишь Микрософт – но вы не отыщете НГУ среди фаворитов мировых университетских рейтингов. Это значит, что НГУ малозаметен на отвлечённой карте мира: выпускников знают, а Alma mater – нет.

Но, малозаметен несколько лишь Новосибирск: российские университеты не могут выстраивать маркетинговые коммуникации в сфере науки, не знают как вырабатывать университетские торговые марки: светила науки имеется, а брендов нет. Для чего нужен университетский бренд? Чтобы завлекать в кампус самых студентов и сильных профессоров со всех стран и концентрироваться силы на самых перспективных направлениях развития науки.

В 2013 году науки России и Министерство образования совершило конкурс на распределение средств для увеличения конкурентоспособности русских университетов. В состязании участвовало 54 института, победителями стали 15 университетов. Среди них Новосибирский национальный университет, Верховная школа экономики, МФТИ, Дальневосточный федеральный университет, МИСиС, МИФИ и другие.

В 2013 году для финансирования проектов университетов-победителей было выделено 9,5 млрд рублей, в 2014 – 10,5 млрд. Неофициально это программа именуется «5/100» – имеется в виду, что одним из ее результатов станет вхождение к 2020 году пяти русских университетов в топ-100 мировых рейтингов институтов. О том, как реализует собственный проект Новосибирский национальный университет, Eecutive.ru говорит ректор НГУ, врач физико-математических наук Михаил Федорук.

Executive.ru:У вас имеется «бизнес-замысел» по вхождению в топ-100 мировых рейтингов?

Михаил Федорук: Имеется дорожная карта, в создании которой учавствовали эксперты Агентства стратегических инициатив, бизнес-школы «Сколково», компании ErnstYoung. Финальный вариант документа готовили сотрудники Сибирского отделения и Новосибирского университета Академии наук России. Мы приступили к разработке замысла в сентябре 2012 года и представили его в минобразования и науки в июле 2013 года.

Executive.ru: Какова структура документа, что вы готовили с 2012 года?

М.Ф.: В том месте имеется введение, SWOT-анализ и фактически дорожная карта – замысел мероприятий, что будет трансформироваться.

Executive.ru: Как вы сформулировали цели проекта?

М.Ф.: Они были сформулированы в терминах, заданных Министерством науки и образования РФ: нам предстоит добиться значительных изменений в таких областях, как разработка передовых образовательных программ, отбор гениальной молодежи, концентрация упрочнений на прорывных направлениях, интернациональная заметность университета, действенное управление программой, новый имидж университета. KPI проекта будут уточняться.

Executive.ru: Каков количество финансирования проекта?

М.Ф.: Мы оцениваем, что для реализации программы нужно 12 млрд рублей из государственного бюджета и 6,5 млрд рублей собственных средств до 2020 года. В 2013 году мы взяли около 592 млн рублей и 750 млн рублей – в 2014 году. Что будет в 2015 году, пока не весьма ясно, количества финансирования будут уточняться по результатам исполнения дорожной карты. В последующие годы уровень финансирования для участников программы не превышает 1,5 млрд рублей в год.

Ясно, что в случае если умножить эти 1,5 млрд рублей на шесть лет, запланированной нами суммы не окажется. Однако, университет обязан развиваться, обязан как следует обновляться и подойти к 2020 году с значительно лучшими наукометрическими показателями, чем на данный момент, независимо от того, как будет финансироваться эта программа.

Executive.ru: Министерство дало согласие с вашими денежными замыслами?

М.Ф.: Это зависит от того, как удачно будет идти проект. науки и Министр образования РФ много раз подчеркивал, что эта программа – «игра на выбывание»: на финише останутся лишь те университеты, каковые вправду покажут продвижение в рейтингах.

Executive.ru: На что будут израсходованы эти деньги?

М.Ф.: На финансирование шести направлений – стратегических инициатив – каковые я назвал. А также те деньги, каковые мы уже израсходовали, были направлены на концентрацию упрочнений на прорывных направлениях –открытие совместных лабораторий с университетами Новосибирского научного цента и отбор гениальной молодежи, развитие передовых образовательных программ. Часть средств была направлена на поддержку Физико-математической школы НГУ, в которой на данный момент обучается около 500 школьников.

Executive.ru: Какое из шести направлений финансируется в приоритетном порядке?

М.Ф.: Порядка 35-40% от выделяемой субсидии предполагается истратить на поддержку научных изучений в прорывных направлениях.

Executive.ru: Как интегрированы институты и университет Сибирского отделения Академии наук России?

М.Ф.: Новосибирский университет (на снимке.- E-xecutive.ru) был создан как база подготовки кадров для университетов Сибирского отделения Академии наук. В западном понимании это и имеется университет: вуз плюс исследовательские университеты. 80% учителей университета – научные сотрудники университетов Академии. 85 из 119 производящих кафедр Новосибирского университета находятся на территории университетов Сибирского отделения РАН.

У нас более 26 базисных университетов.

Executive.ru: Какое место занимает Новосибирский университет в университетских рейтингах?

М.Ф.: Рейтинг университета растет. Практически во всех интернациональных рейтингах НГУ занимает почетное третье место среди русских институтов, уступая МГУ и СПбГУ. В первый раз в истории России три российских института вошли в Топ-500 последнего (2014 г.) рейтинга Webometrics – МГУ, НГУ и СПбГУ. МГУ находится на 122 месте, мы на 486 месте, Главный ВУЗ Санкт-Петербурга – на 492.

В рейтинге государств БРИКС по версии QS мы являемся третьим русским вузом, продвинулись на 4 позиции по сравнению 2013 годом и входим в топ-20 этого рейтинга – на 18 месте, МГУ – на 3, СПбГУ – 12.

Еще один очень важный рейтинг, в котором университет удачно выступил, это рейтинг бывших советских республик и Балтии. Мы пребывали на 6 месте по окончании пяти столичных институтов: Столичного, Петербургского, Киевского, Белорусского и Вильнюсского университетов.

В русских рейтингах НГУ, в большинстве случаев, входит в первую десятку лучших институтов страны: в каких-то рейтингах выше, где-то ниже. Все зависит от параметров рейтинга. Так, в соответствии с рейтингу Высшей школы экономики, мы находимся на третьем месте среди хороших университетов по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов по окончании Санкт Петербурга и-Москвы.

Средний показатель ЕГЭ в Новосибирском университете в 2014 года –79 баллов за один экзамен (не считая победителей олимпиад), это прекрасный результат. В случае если отечественный проект будет удачно реализован, это отразится на таком индикаторе как ЕГЭ: проходной балл будет расти.

Executive.ru: Предусматривает ли проект софинансирование?

Да, причем, не обязательно в формате привлечения внебюджетных средств через хозяйственные контракты, вместе с тем в формате грантов, стипендий для студентов и т.д.

Executive.ru: Каков количество софинансирования?

М.Ф.: К 2020 году количество внебюджетного финансирования обязан составить порядка 40%.

Executive.ru: Какие конкретно компании оказывают помощь университету в реализации проекта?

М.Ф.: Различные и в различном формате. К примеру, компания Acronis, начальника которой, предпринимателя Сергея Белоусова мы пригласили в наблюдательный совет университета, оказывает помощь НГУ выстроить менеджмент проекта, о котором мы говорим. В Новосибирске имеется громадный Технопарк, в компаниях которого 80% персонала – выпускники университета. Резиденты технопарка обычно финансируют студенческие стипендии.

С НГУ сотрудничают сибирские резиденты, такие как «Центр денежных разработок», и интернациональные торговые марки – Intel, BP, Schlumberger… Мы рассчитываем, что круг этих компаний будет расширяться.

Executive.ru: Какие конкретно мотивы движут компаниями?

М.Ф.: В большинстве случаев, им увлекательна более правильная, адресная специализация выпускников: студенты приобщаются к их разработкам еще в стенках университета. Особенно это актуально для сектора высоких разработок: в Новосибирске около 250 софтверных компаний. К нашим выпускникам проявляют московские компании и интерес, к примеру, Parallels, с которой мы обсуждаем возможность создания кафедры.

Executive.ru: какое количество выпускников университета идет в науку и какое количество – в корпоративный сектор?

М.Ф.: Новосибирский университет – небольшой, в нем обучается около 6 тыс. студентов. Кстати, я считаю, что маленькие размеры института – это его преимущество. Мы каждый год производим более чем 1000 магистров, из которых приблизительно треть идет в науку, остальные – в компании, бизнес-структуры и т.д.

Executive.ru: Какие конкретно риски вы указали в вашей дорожной карте? Указан ли в том месте, к примеру, риск ухудшения интернационального положения России?

М.Ф.: Страновые риски, непременно, распространяются на отечественный проект. Кроме этого, проект весьма чувствителен к вторым рискам, характерным отрасли, в которой мы находимся – науке. Я имею в виду, что реформа Академии наук приводит к множеству вопросов, ответы на каковые пока не отысканы.

Executive.ru: Ваш проект направлен на системные трансформации, в то время как жизнь русского университета регулируется сотнями действующих регламентов. Трансформации неминуемо придут в несоответствие с регламентами. Ваши действия?

М.Ф.: Я пологаю, что университетам нужно предоставлять громадную автономию, хотя бы в рамках пилотного проекта, в рамках опыта. Верховная школа экономики готовит предложения по этому вопросу, и мы, непременно, поддерживаем эту инициативу отечественных сотрудников.

Executive.ru: Как доктора наук университета готовы к новшествам, к примеру, к появлению очень твёрдых инструментов, таких как рейтинг учителей?

М.Ф.: Пологаю, что готовы не все. В данной сфере нам нужен корпоративный опыт, мы полагаем, что наблюдательный совет НГУ, где много начальников компаний, окажет помощь выстроить совокупность управления персоналом. Я говорю об этом с уверенностью, по причине того, что знаю, какой интернациональный опыт имеется, к примеру, у главы Acronis Сергея Белоусова.

Нам необходимо выстроить совокупность управления персоналом, учитывающую особенности университета, которая включала бы профессоров и методики с учетом их публикационной активности в ведущих научных изданиях. Помимо этого, совокупность обязана содействовать привлечению в университет самые активных людей, трудящихся в науке, а также молодых.

Executive.ru: При таком подходе неизбежен конфликт консервативно настроенных докторов наук с HR-экспертами: «Мы желаем жить на другом материальном уровне, но по советским правилам»…

М.Ф.: Да, такая точка зрения существует среди последовательности сотрудников НГУ, по причине того, что зарплаты в университете не большие. Средняя медианная доцента, трудящегося на полную ставку, чуть больше 30 тыс. рублей в месяц, у доктора наук – 35 тыс. Причем, это кроме того не заработная плат, а неспециализированный доход, что складывается из многих параметров.

Executive.ru: Как эти доходы соотносятся со средней з

Куда инвестировать деньги? Ответ от миллиардера.


Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Ленэнерго перенесло размещение облигаций на 4 млрд рублей, из которых 60% должны выкупить россети

Ленэнерго, проблемная дочка национального электросетевого холдинга Россети (MOEX: RSTI), перенесло назначенное на 10 июля размещение биржевых облигаций…

  • Ленэнерго 22 июля проведет размещение бондов на 4 млрд руб., 60% которых должны выкупить россети

    Ленэнерго, проблемная дочка национального электросетевого холдинга Россети, 22 июля совершит размещение биржевых облигаций серии БО-05 количеством 4 млрд…

  • Главным фактором устойчивого роста экономики может быть увеличение инвестиций — цб рф

    В ЦБ РФ уверены в том, что поддержание большого уровня настоящих ставок не навредит настоящему сектору экономики РФ, заявил первый заместитель…

  • «Ceo должен стать айтишником»

    Марина Сипатова Менеджер, Нижний Новгород Что обязан поменять в себе начальник в эру IT? Интервью с специалистом в области мобильных ответов для бизнеса…