Дорогое, вечное

      Комментарии к записи Дорогое, вечное отключены

Дорогое, вечное

Кризис очистил рынок инвестиций в произведения искусства от спекулянтов современными работами и вынудил обратиться к вечным сокровищам.

Темпы восстановления рынка весной 2010 года поразили кроме того аукционеров. Наряду с этим у отечественных арт-инвесторов появляется все больше инструментов.

На мировом и русском рынке достаточно людей, достаточно умелых в других видах инвестирования и заинтересованных, казалось бы, в необычном — вложениях в мастерство. По оценкам директора по работе с состоятельными частными клиентами ИК «Тройка Диалог» Алексея Голубых, такими вложениями интересуются до четверти его клиентов. Большая часть из них разбогатело в 2002–2003 годы.

Они начали инвестировать в мастерство через банки либо сотрудников управляющих компаний, располагая наряду с этим разным и совсем непредсказуемым количеством свободных денежных средств. Экономические потрясения 2008 года, коснувшиеся их бизнеса, сказались и на инвестиционной деятельности: инвесторы осознали, что они далеко не так богаты, как им казалось, что стало причиной распродажи.

Так, к 2010 году деньги, положенные наобум, был утрачены, случайные инвесторы ушли с рынка, а неслучайные — купили то, что впопыхах «сбрасывалось за борт». Те же процессы происходили и в мире.

Монитор арт—инвестора

Индекс Mei Moses All Art показывает состояние арт-рынка в мире. Он отражает положение дел на нью-йоркских и английских аукционах. продажи и Громкие покупки, неожиданные находки и сенсационные разоблачения, смена собственников произведений искусства либо банкротства главных игроков — значительные факторы, каковые смогут без шуток поменять неспециализированную картину, — происходят не так уж довольно часто.

Скорость трансформаций на этом рынке низкая. До предкризисного 2007 года All Art Index рос на 20% в год. В 2008 году рынок упал, и неспециализированный арт-индекс утратил 4,5%. Первые три месяца 2009 года испугали инвесторов невиданным понижением в 35%, но по окончании марта рынок отправился вверх. За полный 2009 год индекс All Art утратил 12% — его «просадили» работы современных живописцев.

Наоборот, работы классиков продемонстрировали себя надежным объектом вложения средств. Произведения же современников довольно часто употреблялись для спекуляций. Возможно заявить, что кризисный 2008 год оздоровил рынок мастерства, избавив его от неестественных сенсаций, а игроков — от иллюзий.

Кроме All Art, отображающего все сделки на рынке мастерства, Mei Moses предлагает пользователям собственного сайта раздельно изучить индексы цен на мастерство мастеров из Латинской Америки, Северной Америки до 1950 года, современных художников и импрессионистов, признанных мастеров и классиков XIX века, и послевоенное мастерство.

Топ-5 самых дорогих, сейчас живущих, живописцев по цене одной работы

1. Лусиен Фрейд — «Дремлющий инспектор по пособиям», 33,6 млн американских долларов, 13 мая 2008 года, Christie s
2. Джаспер Джонс — «Флаг», 28,6 млн американских долларов, 1 мая 2010 года, Christie s
3. Джефф Кунс — «Цветок из воздушного шарика», 25,65 млн американских долларов, 30 июня 2008 года, Christie s
4. Дэмиен Херст — «Золотой телец», 10,3 млн фунтов, 15 сентября 2008 года, Sotheby s
5. Герхард Рихтер — «Свеча», 7,97 млн фунтов, 27 февраля 2008 года, Sotheby

Количество операций на рынке мастерства увеличивается. Это видно по отчётам и обзорам, публикуемым аукционными зданиями Christie s и Sothby s. Кроме этого они окажут помощь сориентироваться в ситуации на европейских и азиатских площадках. Оба аукционных дома оперируют количественными, полными показателями.

За первую половину 2010 года на аукционе Christie s было реализовано работ на 2,57 миллиардов долларов. Это на 43% больше, чем за теже месяцы 2009 года. Неспециализированный итог Christie s включает кроме этого сумму в 274,1 млн американских долларов, вырученную от частных сделок.

Данный показатель на треть выше, чем в прошедшем сезоне.

Главному сопернику, Sotheby s, повезло чуть меньше в безотносительных цифрах. В собственном обзоре он заявил итог — 2,2 миллиардов долларов. Но это в два раза больше, чем за первую половину прошлого года.

Аукционеры полны оптимизма.

Такие общее оживление и результаты работы на арт-рынке побудили многих коллекционеров произведений и владельцев искусства выставить на торги вправду занимательные экспонаты. «Мы не желаем успокаивать себя раньше времени, но рынок мастерства вправду восстанавливается значительно стремительнее, чем мы имели возможность предположить», — говорит президент Christie s Эдуард Долман.

Окно в мастерство

Аналитики российского интернет-проекта artinvestment.ru значительно расширили предлагаемую Mei Moses линейку индексов. Они создали семейство индексов ARTInvestment Market indeX (ARTIMX). Эти индексы являются набором интегральных показателей, характеризующих относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени.

Расчеты ведутся на основании информации о итогах продаж на главных мировых аукционах. В качестве точки отсчета принята расчетная средняя цена предметов мастерства в конце 2000 года (как раз тогда участники рынка зафиксировали устойчивый рост стоимостей). Значение индекса на начало 2001 года принято за 1000 пунктов.

Для расчетов выбраны информацию о итогах продаж около 3 млн лотов с 12 тыс. аукционов.

Неспециализированный индекс ARTIMX характеризует интегральное состояние мирового рынка мастерства. Индекс ARTIMX Painting характеризует состояние рынка живописи, ARTIMX Graphics — состояние рынка графики. Равно как и в Mei Moses, «ветхая школа», искусство и импрессионисты XX века и современные мастера выделены в особенные направления: ARTIMX Old masters, ARTIMX Impressionism Modern Art и ARTIMX Contemporary Art соответственно.

Но создатели ARTIMX пошли дальше и вычленили индексы для русского мастерства по большому счету — ARTIMX-RUS, русской живописи — ARTIMX-RUS Painting и русской графики — ARTIMX-RUS Graphics. Для их расчета эксперты artinvestment.ru применяют итоги торгов русских аукционов. Причем расчет производится лишь по тем произведениям мастерства, художественная ценность и подлинность которых не вызывает вопросов.

Это возможно разглядывать как попытку понижения инвестиционных рисков и увеличения надежности данных.

Семейство индексов ARTIMX profit (ARTIMXp) оказывает помощь осознать, сколько инвестор сможет получить в конечном итоге, с учетом инфляции. Инфляционная коррекция производится на базе индекса CPI, публикуемого Financial Trend Forecaster. Более того — подписчик сайта может выстроить график трансформации инвестиционного индекса для интересующего его живописца.

Коллективизация

В конце 2009 года Минюст России зарегистрировал приказ ФСФР, разрешающий опытным участникам рынка создавать паевые и акционерные фонды для инвестиций в такие ценности, как живопись, графика, скульптура, иконы и др. С 1 января 2010 года документ получил юридическую силу, а в августе управляющая компания «Фаворит» заявила о начале формирования двух закрытых ПИФов, инвестирующих в произведения искусства. Как мы знаем, что цена активов фондов «Собрание» и «Собрание.

Фотоэффект» превысит 2 млрд рублей. Пайщиком, как и при, к примеру, с ЗПИФами недвижимости, сможет стать далеко не все.

Входной порог — 3 млн рублей, наряду с этим оплата вероятна и деньгами, и произведениями искусства. Фактически, управление УК предполагает, что на произведения придется приблизительно 80% активов фонда. Оценщиком станет компания «Арт-Консалтинг».

Торги паями будут проходить на ММВБ начиная с ноября 2010 года.

По интернациональным меркам, 2 млрд рублей, либо менее 70 млн американских долларов, — это очень мало. Но необходимо учитывать, что работы очень востребованных и видных живописцев (к примеру, итальянских классиков либо Кандинского) выставляются на продажу не так уж довольно часто. Костяк операций для того чтобы рода фондов образовывает «второй эшелон»: современные живописцы либо работы импрессионистов, не отягощенных глобальной известностью.

Арт—банкинг

Таковой вид одолжений оказывают многие российские и зарубежные денежные университеты. Но скрывают это, не выделяют его в отдельное направление деятельности и готовы трудиться по арт-банкингу лишь с проверенными клиентами. Так что арт-банкинг органично включается в VIP-обслуживание и другие личные программы для избранных клиентов.

К всем клиентам банк прикрепляет арт-менеджера, что обязан владеть и знаниями в области искусствоведения, и разбираться в денежных процессах на рынке мастерства.

Топ-10 самых дорогих мировых живописцев по цене одной работы

1. Пабло Пикассо — 106,5 миллионов долларов
2. Альберто Джакометти — 104,3 миллионов долларов
3. Густав Климт — 87,936 миллионов долларов
4. Френсис Бэкон — 86,281 миллионов долларов

5. Винсент ван Гог — 82,500 миллионов долларов
6. Клод Моне — 80,45 миллионов долларов
7. Пьер Огюст Ренуар — 78,100 миллионов долларов
8. Питер Пауль Рубенс — 76,671 миллионов долларов

9. Марк Ротко — 72,840 миллионов долларов
10. Энди Уорхол — 71,720 миллионов долларов

Помимо этого, менеджер обязан снабжать клиенту верную оценку получаемых произведений, грамотное участие в торгах аукционных домов в Российской Федерации и за границей, рекомендовать, в какое направление мастерства направляться вкладывать деньги и т.д. Содержать для того чтобы эксперта в штате банка весьма затратно, да и отыскать его — громадная неприятность.

Исходя из этого банкиры завлекают свободных консультантов. «Это оказывает помощь нам избежать трудностей в обучении и подборе персонала и одновременно с этим разрешает предлагать клиентам широкий список одолжений арт-банкинга, — поясняет вице-президент, глава управления VIP-продуктов и одолжений департамента по работе с VIP-клиентами ВТБ 24 Александр Свешников. — В текущей ситуации работу через свободного консультанта мы видим, как самый предпочтительный вариант. Так как это непрофильный для нас бизнес, то основное в этом случае — решить вопрос клиента без больших затрат».

Страстолюбие

Компании Capgemini и Merrill Lynch опросили 1200 управляющих активами — активами 150 тысяч клиентов из 71 страны мира. Результатом большой работы стал доклад The World Wealth Report 2010. В соответствии с докладу, среднестатистический инвестор-миллионер вкладывает в активы, относящиеся к «вложениям в собственную страсть» (passion investments), около трети собственных средств.

Более четверти опрошенных объявили, что самые состоятельные их клиенты предпочитают как раз инвестиции в мастерство. Согласно точки зрения начальника изучения Илианы ван дер Линде, игроки арт-рынка «не доверяют денежным рынкам и регулирующим органам и желают вкладываться в материальные сокровища».

Свободное личное консультирование весьма популярно среди тех инвесторов, кто решил разобраться во всем самостоятельно. За определенную в соглашении плату либо за фиксированный процент от сделки свободный консультант окажет помощь инвестору отыскать, оценить и выбрать произведение искусства. Консультанты из искусствоведов действующий при галереях.

Кроме этого возможно воспользоваться одолжениями исследовательских лабораторий.

Непременно, имеется вариант разобраться во всем самому. Но в этом случае усилия и время не покрывают затраты. Чтобы выяснить, подлинник перед вами либо нет, необходимо иметь на руках рентгенограмму,

карту отбора проб, сами спектры (время от времени требуются фотографии в различных территориях спектра) и, наконец, заключение специалиста. Этот комплект материалов, по словам главного эксперта Министерства культуры Российской Федерации, а ранее — главы физической лаборатории музея изобразительных искусств им. Пушкина Анны Васильевой, разрешит возможность обратиться за консультацией к любому специалисту в любой стране.

Но, Алексей Голубых («Тройка Диалог») вспоминает, что еще в начале 2000-х годов один из его привычных действительно увлекся мастерством. Прошел университетский курс искусствоведения, познакомился с рядом экспертов, посетил последовательность обучающих семинаров А позже уехал в одну из прилегающих к столице областей. Вот уже десять лет он живет в маленьком городе, организует выставки местных живописцев и всячески «продвигает» их работы на русском рынке.

Но это исключение подтверждает неспециализированное правило: в случае если нет возможности всецело поменять собственную жизнь, стоит обратиться к специалистам, уже трудящимся на этом рынке.

Топ-12 самых дорогих русских живописцев по цене одной работы

1. Марк Ротко — 72,840 миллионов долларов.
2. Казимир Малевич — 60,0025 миллионов долларов
3. Василий Кандинский — 22,99 миллионов долларов
4. Алексей Явленский — 9,428 млн фунтов
5. Хаим Сутин — 8,756 млн фунтов
6. Марк Шагал — 16,335 миллионов долларов
7. Наталия Гончарова — 6,43 млн фунтов
8. Тамара де Лемпицка — 5,4 миллионов долларов
9. Константин Сомов — 3,3 млн фунтов
10. Илья Кабаков — 2,932 млн фунтов
11. Борис Кустодиев — 2,84 млн фунтов
12. Владимир Баранов-Россине — 2,72 млн фунтов

Риски, которые связаны с инвестициями в мастерство, одинаково низки для принятие участия в ЗПИФе и при работе через банк. Чуть выше они становятся при личной работы инвестора на рынке. Эти риски обычно субъективен : к примеру, неверный выбор объекта вложения средств и т.п.

Начальник направления страхования культурных сокровищ «Альфастрахование» Андрей Куча уверен: лишь оценив всю совокупность факторов, воздействующих на уровень качества инвестиционного портфеля, грамотность управления им (и, например, обеспечение страховой защитой), представляется вероятным оценить, какой метод инвестирования более рисковый с позиций его институционального статуса (независимое, долевое) и с позиций выбора оператора инвестиционной деятельности (коллекционер, фонд, банк, ПИФ и пр.). «Наименее рискованно то, что делается специалистами, любящими и осознающими предмет, в отношении которого осуществляется их деятельность», — резюмирует он, но, вывод данный в полной мере очевиден.

Неприятность справедливости

По наблюдениям самих галеристов, для большинства инвесторов вложения в мастерство — это больше хобби, чем бизнес. Инвесторы берут прежде всего то, что им нравится, в противном случае, на чем в возможности возможно было бы получить. На стене кабинета Алексея Голубых («Тройка Диалог») висит пара картин. Собеседник «БО» поясняет: «Я их приобрел не вследствие того что они дорого либо дешево стоили. Легко они мне понравились.

Через десятилетие они будут стоить скорее дороже, чем дешевле. Исходя из этого я не жалею заплаченных денег, и глазу приятно». Так, кстати, неспешно формируются частные коллекции.

В личной беседе один из инвесторов сетовал на то, что по окончании «русского сезона» 2003 года на рынок выплеснулось огромное количество произведений вызывающей большие сомнения сокровище. «По моему скромному точке зрения, девять из десяти объектов так именуемого современного мастерства — это не более чем попытка выдать несведущей публике собственные духовные потуги за новое слово в мастерстве», — говорит он.

Но, как показывают арт-индексы, современное мастерство все же берут и реализовывают. Собеседник досадливо морщится: «Все это спекуляция, попытка реализовать задорого то, что немилосердно переоценено». Честная оценка активов — вот настоящая неприятность инвестиций в мастерство.

Историческую подлинность смогут установить специалисты. О художественной ценности сообщат специалисты другого рода. А рыночная цена будет формироваться громадным числом покупателей и продавцов, не все из которых вправду разбираются в мастерстве.

Согласно точки зрения участника наблюдательного совета ВТБ и правления «Аэрофлота» Павла Теплухина, установить честную цена объектов искусства возможно лишь на аукционах.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: