Господдержка не для всех

      Комментарии к записи Господдержка не для всех отключены

Господдержка не для всех

Правительство принимает меры по разрешения кризисной ситуации на банковском рынке и по созданию условий для роста поизводства. Сможет ли программа докапитализации достигнуть этих целей – продемонстрирует лишь время.

В первые месяцы 2015 года власти готовили бизнес к более важной и продолжительной стагнации, чем кризис 2008 года, и не исключали возможности «твёрдой посадки» национальной экономики. Но весной пришла не только календарная оттепель, но и «оттепель» во прогнозах и всевозможных заявлениях: влиятельные госслужащие заговорили о том, что, быть может, удастся избежать нехорошего, а также массовых банкротств денежно-кредитных организаций, в особенности в случае если «сработает» заявленная страной программа докапитализации банков через облигации федерального займа (ОФЗ). По состоянию на середину марта, из прошедших отбор 27 игроков, готовность взять государственную поддержку с соблюдением нужных требований подтвердили только кое-какие из счастливчиков.

Прекрасно забытое старое

Докапитализация банков за счет бюджетных денег (либо, как чаще именуют данный инструмент, за счет средств плательщиков налогов) – явление неновое ни для России, ни для государств с развитой экономикой. События кризиса 2007–2009 годов, вспыхнувшего из-за перегрева рынка ипотеки subprime в Соединенных Штатах, до сих пор все не забывают.

Тогда многие государства предоставили банкам капитал первого уровня: «инъекции» производились в основном через приобретение страной привилегированных акций или других гибридных инструментов, соответствующих параметрам капитала первого уровня. В Соединенных Штатах количество аналогичных вливаний достиг триллиона американских долларов, в Российской Федерации, само собой разумеется, масштабы господдержки были скромнее.

Как это часто бывает, инструмент, рожденный в эру одного кризиса и доказавший собственную эффективность на практике, употребляется для преодоления последствий следующего кризиса. Исходя из этого для рынка не стало неожиданностью то, что в декабре прошлого года Государственная дума российской федерации одобрила закон о наделении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) правом осуществлять меры по увеличению капитализации русских банков. В соответствии с данным законом АСВ докапитализирует кредитные организации на сумму до триллиона рублей методом размещения облигаций федерального займа в обязательства банков по субординированным кредитам.

Как пояснил глава МинФина России Антон Силуанов, реализация данного механизма повысит капиталы второго уровня банков, предоставит шанс денежно-кредитным организациям завлекать больше ресурсов с рынка и направлять эти ресурсы на повышение собственных активов, другими словами на кредитование экономики, которая в этих условиях испытывает явный недостаток финансирования.

По словам представителей правительства, АСВ не будет входить в уставный капитал банков, а будет покупать субординированные обязательства кредитных учреждений, оплачивая их ОФЗ. При определенных условиях эти обязательства смогут быть обменены на обычные банковские акции, что предусматривается соглашением с АСВ.

Так, у денежных университетов появляется возможность завлекать если не бесплатное, то относительно недорогое финансирование (выплаты по субординированным обязательствам равны купонному доходу по ОФЗ плюс 1%), подмечают специалисты. Наряду с этим предполагается, что регулятор рынка будет осуществлять важный контроль за реципиентами, каковые, со своей стороны, будут обязаны увеличивать собственные кредитные сумки на величину, составляющую не меньше 1% в месяц. Причем данный рост должен быть обеспечен за счет кредитования отраслей экономики, перечисленных в приложении к документу о механизме докапитализации.

В список банков, удовлетворяющих условиям докапитализации через ОФЗ, вошли наибольшие национальные и частные игроки, размер собственных средств которых образовывает не меньше 25 млрд рублей, а часть потребительских кредитов в их сумках не превышает 40% активов банка. Среди них такие кредитные организации, как ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ24, Банк Москвы, банк «ФК Открытие», Промсвязьбанк, СТОЛИЧНЫЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК, Банк УРАЛСИБ и другие.

«Кредитные организации, вошедшие в перечень, составляют большинство активов финансовой системы по окончании Сберегательного банка, которого в перечне нет», – подмечает директор практики оказания услуг денежным организациям PwC в Российской Федерации Антон Ефремов. Так, государство формирует благоприятные условия для деятельности банков, кредитующих как большие фирмы, так и МСБ и ипотечных заемщиков.

Они смогут наращивать темпы кредитования, потому, что на любой рубль дополнительного капитала денежные университеты смогут выдать до десяти рублей кредитов. Следовательно, в целом от данной операции русский экономика может взять до десяти триллионов рублей кредитных ресурсов, что в условиях дефицита и спада средств для развития производства очень нужно.

«Принципиально важно сейчас, дабы эти средства вправду направлялись на кредитование настоящего сектора экономики, среднего и малого бизнеса, среди них и на развитие собственных производств в Российской Федерации, а не на рынок денежных инструментов, не связанных с таким кредитованием», – подчеркивает Антон Ефремов (PwC).

Спеши медлительно!

Сами банкиры оценивают возможности программы докапитализации, и возможности участия в ней собственных организаций менее оптимистично. Об этом, например, говорит то, что к середине марта совет директоров АСВ одобрил заявки на докапитализацию через ОФЗ лишь четырех игроков: банка «Петрокоммерц», Новикомбанка, Совкомбанка и банка «Российская Федерация».

Одновременно с этим основной управляющий директор вошедшего в «перечень избранных» Альфа-Банка Алексей Марей сказал, что пока не видит необходимости в этом. «С позиций достаточности капитала таковой потребности у нас нет. Исходя из этого мы будем принимать ответ ближе к началу лета», – сообщил он.

Не торопится отвечать на уведомление от АСВ о возможности докапитализации через ОФЗ на сумму около 30 млрд рублей и Промсвязьбанк. По словам помощника главы банка Владислава Хохлова, для кредитной организации серьёзнее капитал первого уровня, чем капитал второго уровня. Он сказал, что на данный момент идет дискуссия а также с крупными акционерами о дополнительной эмиссии.

В данный же период Банк УРАЛСИБ информировал об повышении главного капитала методом конвертации ранее привлеченного субординированного займа в размере 71,6 миллионов долларов в капитал первого уровня. «Текущая рыночная обстановка предъявляет повышенные требования к денежно-кредитным организациям, и потребность в докапитализации характерна для большинства участников рынка. Как раз исходя из этого акционерами банка было издано постановление о его помощи через повышение капитала первого уровня», – пояснили представители управления Банка УРАЛСИБ.

Наблюдатели напоминают, что и в прошедший раз – на протяжении кризиса 2008–2009 годов – порыв банков к получению господдержки в рамках докапитализации был умеренным. Обстоятельство в том, что обязательства, под которыми подписываются реципиенты, сформулированы достаточно жестко. Не все денежно-кредитные организации готовы безоговорочно их принимать, кое-какие склонны надеяться больше на личные силы, чем на помощь извне.

Полет обычный?

В кризис 2008–2009 годов главным инструментом рекапитализации были субординированные кредиты ВЭБ, каковые разрешили банкам совладать с последствиями падения рентабельности и запустить кредитование с восстановлением экономики (кредитный портфель уменьшился на 2,4% в 2009 году, но вырос на 13,1% уже в 2010 году). Кроме этого ЦБ РФ прибегал к временным послаблениям в расчете резервов, что разрешило ослабить давление на рентабельность сектора.

«Достаточность капитала финсектора сейчас выглядит довольно комфортной (12,5% на 1 февраля 2015 года), но не предполагает важного запаса прочности для уменьшения вероятных утрат от формирования дополнительных давления и резервов на маржу», – отмечает ведущий аналитик департамента изучения рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Клапко.

«По отечественным подсчетам в кризис 2008–2009 годов количество рекапитализации финсектора составил 1,1 трлн рублей, либо 29% от капитала сектора на 1 января 2009 года, – продолжает специалист. – Сейчас озвучены меры по помощи общей стоимостью порядка 1,4 трлн рублей, что образовывает порядка 18% от капитала сектора на 1 января 2015 года. Так, пакет озвученных мер относительно масштабов сектора до тех пор пока уступает количеству помощи в прошлый кризис».

Андрей Клапко (Газпромбанк) уверен, что степень достаточности существующих мер помощи будет определяться тем, с какими вызовами столкнется финсектор в 2015 году, и тем, как острыми будут эти вызовы. Обращение, согласно точки зрения специалиста, направляться вести прежде всего о необходимости формирования дополнительных резервов под неработающие кредиты, о сжатии процентной маржи на фоне роста цены фондирования в следствии твёрдой монетарной политики ЦБ РФ. Негативную роль, как легко додуматься, может сыграть волатильность на валютном и долговом рынках.

«Эта программа похожа на схему докапитализации финсектора 2009 года, – подмечает директор Центра структурных изучений Университета экономической политики им. Е. Т. Гайдара Михаил Хромов. – Лишь в этом случае средства Фонда национального благосостояния остаются нетронутыми, а в роли денежных средств выступят ОФЗ. По сути, это завуалированный инструмент финансовой эмиссии.

В будущем банку нужно будет реализовывать эти облигации на денежном рынке либо же покинуть в активе в качестве инвестиций».

Согласно точки зрения специалиста, вероятнее, одной из целей применения таковой схемы докапитализации было расширение залоговой базы в активах банков, разрешающей в критических обстановках приобретать больше дополнительной ликвидности от ЦБ. «Непременно, эта мера окажет хороший эффект на достаточность капитала финсектора, что в конце 2014 года был на весьма низком уровне. Но суммы, озвученной АСВ, разумеется, не хватает чтобы урегулировать все вопросы финсектора, – подмечает Михаил Хромов. – Помимо этого, наличие дополнительных обязательств по наращиванию кредитного портфеля в течение трех лет снизит яркий эффект для уровня капитализации этих игроков».

Специалист Университета экономической политики им. Е. Т. Гайдара видит обстоятельство замечаемого осмотрительного отношения банков к участию в программе на данный момент в том, что с учетом соблюдения установленных требований она будет оказывать больше влияния на поддержание роста кредитования экономики, а не на денежное состояние кредитной организации.

«В случае если кредитный портфель банка организован по большей части кредитами приоритетным категориям заемщиков с позиций условий докапитализации (к ним относятся МСБ, последовательность определенных отраслей экономики и ипотечные клиенты), то ему нужно будет направлять большую часть взятых средств на наращивание активных операций. Наряду с этим в текущей негативной экономической обстановке существенно возрастают требования к отбору заемщиков, в особенности с учетом того, что денежный университет будет должен поддерживать выдачу кредитов для исполнения условий докапитализации», – поясняет Михаил Хромов (Университет экономической политики им. Е. Т. Гайдара).

Антон Ефремов (PwC) видит риск для коммерческой деятельности частных банков в дополнительном мониторинге и контроле со стороны страны, предусмотренном условиями докапитализации. «Конечно, это может привести к скорости и ограничению гибкости решений. Из хороших факторов возможно указать некое увеличение надежности банка в глазах рядовых граждан», – рассуждает Антон Ефремов.

Регионы в интересах МСБ

На фоне куда более стабильных системных банков из «перечня избранных» средние региональные игроки и частные в сложившихся в следствии кризиса условиях чувствуют себя не через чур прекрасно. Что и неудивительно – цена фондирования очень сильно возросла, а возможности размещать активы «усохли» из-за падения платежной способности как фирм, так и населения, поясняют специалисты.

В случае если личный банк пытается удачно и независимо продолжать собственную деятельность, то стоит разглядывать в первую очередь вариант докапитализации за счет собственников, уверен Антон Ефремов (PwC). Но любой хозяин придирчиво оценивает целесообразность и рентабельность дополнительных инвестиций в банковский бизнес, что на данный момент не есть высокодоходным и несет важные риски. Наряду с этим акционеры не исключают того, что в ближайшие пара лет обстановка вряд ли изменится к лучшему.

«Альтернативой по источникам дофинансирования имело возможность бы стать размещение акций банка на русском бирже, другими словами первичное публичное размещение (IPO), – делится мнением Антон Ефремов. – К сожалению, у нас до тех пор пока затраты по выводу акций средних банков на биржу весьма громадны, наряду с этим отсутствует достаточный спрос со стороны внутренних русских институциональных физических лиц и инвесторов».

В капиталы региональных игроков – не больших, но серьёзных для собственных регионов – из триллиона рублей планируется направить всего 170 млрд рублей. Наблюдатели вычисляют – этого очевидно не хватает чтобы придать новый импульс процессу кредитования региональных компаний.

В первых числах Марта президент предпринимателей и Российского союза промышленников (РСПП) Александр Шохин обратился к правительству и ЦБ прося поддержать созданные в РСПП критерии отбора региональных банков на получение национальной помощи через докапитализацию. В базе параметров предлагается разглядывать в первую очередь качественные показатели.

В частности, системная значимость банка для региона должна быть подтверждена органами власти субъекта РФ, банк обязан входить в первую тройку региональных денежно-кредитных организаций по размеру капитала, не меньше 50% выдаваемых им кредитов должно быть предназначено фирмам среднего и малого бизнеса. Помимо этого, у потенциального реципиента господдержки должна быть развитая филиальная сеть.

Но, имеется и другие предложения. Так, последовательность специалистов уверены в том, что определяющим должен быть не размер капитала, а устойчивость, законопослушность, активное участие в проектах по кредитованию МСБ. Приверженцы этого подхода показывают на то, что нередкими были прецеденты – не только в истории России, но и в истории государств с развитой экономикой – в то время, когда «падали» денежно-кредитные организации, располагавшие огромным капиталом.

В одном все специалисты солидарны: проводя программу докапитализации средних и малых банков, фокусируясь на региональных кредитных организациях, государство возьмёт возможность не только обезопасисть регионы от спада в Экономике, но и создать импульс для предстоящего развития. А это в условиях, в то время, когда Российская Федерация борется за каждую долю процента роста ВВП, очень ответственная и актуальная задача.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Силуанов: все расходы бюджета профинансируем

    Надвигающаяся вторая волна кризиса — одна из самых востребованных тем последнего времени. Но в интервью каналу Россия 24 глава МинФина Антон Силуанов…

  • S&p500 — и все же вниз!

    Сейчас SP500 практически на исторических пиках. Для похода на новые максимумы на данный момент мы не видим предлога. В случае если проводить…

  • Слабое кредитование за октябрь предвещает слабость всей экономики сша

    Если доверять данным ФРС, то с сентября рост кредитования в Соединенных Штатах остановился. В случае если в октябре 2013 года количество кредитного…

  • Всех — на чистую воду!

    Агентство по страхованию вкладов классифицировало схемы вывода активов из ликвидируемых банков. // Татьяна Чаплыгина. Национальный Банковский Издание…