Изменение банковского законодательства в россии и его воздействие на риски банковской системы

      Комментарии к записи Изменение банковского законодательства в россии и его воздействие на риски банковской системы отключены

Представитель международного рейтингового агентства Standard Poor’s говорит о том, как недавние законодательные инициативы в РФ и неспециализированные события на рынке страны оказали и, быть может, окажут влияние на кредитные рейтинги русских банков. // И. Пенкина, Standard Poor’s, ведущий аналитик. Аналитический издание стратегический менеджмент и Оперативное управление в коммерческом банке, № 1/2005

Рост русском экономики за последние пять лет содействовал упрочнению российского финсектора. Однако увеличение кредитоспособности русских банков отстает от роста суверенного рейтинга РФ. Это явление обусловлено большим уровнем экономических и отраслевых рисков, оказывающих негативное действие на русского финансовую систему.

самые существенным экономическим риском помогает, во-первых, высокая концентрация роста поизводства на узком спектре отраслей сырьевой направленности, что обусловливает соответствующую концентрацию кредитных сумок банков. Во-вторых, правовая среда остается неизвестной и непредсказуемой, что затрудняет рабочий оборот и увеличивает транзакционные издержки агентов.

Главными отраслевыми рисками, согласно точки зрения Standard Poor’s, являются: высокая концентрация кредитных рисков и ресурсных источников банков; недостаточный уровень капитализации финансовой системы; высокая зависимость банков от связанных сторон; непрозрачность структуры собственности; фрагментированность отрасли и много небольших банков. Перечисленные факторы уже стали, по сути, хроническими проблемами банковской отрасли, каковые не удалось преодолеть кроме того в самые благоприятных экономических условиях последних лет.

Законодательные новшества

Увеличение качества банковского надзора и практическое соблюдение банками регулятивных требований Центробанка смогут повысить надежность финансовой системы в целом. В 2003–2004 годах регулирующими и законодательными органами был предпринят множество инициатив, каковые направлены на ужесточение надзорных требований к банкам и развитие правовой и институциональной инфраструктуры отрасли.

Речь заходит о таких мерах, как принятие Закона о страховании частных вкладов, постепенное внедрение отчетности по МСФО как дополнительной формы отчетности банков, усиление и изменение регулятивных требований к качеству капитала, ликвидности, созданию резервов по ссудам, прохождение законопроекта о кредитных бюро и доработка законодательных баз рефинансирования и ипотечного кредитования. Но практический итог от внедрения новых законодательных положений еще лишь предстоит взять.

Внедрение совокупности страхования частных вкладов, непременно, есть самым серьёзным направлением банковской реформы по степени действия на отдельные банки. Standard Poor’s считает, что эта мера окажет хорошее действие на финансовую систему в целом, потому, что будет содействовать увеличению стабильности депозитной базы и постепенному выравниванию конкурентных условий между другими банками и Сбербанком.

Однако благоприятное действие на отрасль будет сглажено, в случае если в совокупность страхования будет допущено много небольших и неустойчивых банков, не имеющих опыта работы с свободной клиентурой. В условиях спада в Экономике это угрожает неплатежеспособностью громадного количества участников страховой совокупности, что может создать большую нагрузку на страховой фонд и подорвать доверие частных вкладчиков.

Еще одним предметом опасений Standard Poor’s есть то, что до объявления полного перечня банков, допущенных к совокупности страхования, в банковской совокупности сохраняется некая неопределенность.

Последствия летней нестабильности на банковском рынке 2004 года

Нестабильность банковской отрасли летом 2004 года, проявившаяся в падении количеств межбанковского кредитования и оттоке частных вкладов, послужила иллюстрацией того, что рост количеств банковской деятельности сейчас не стал причиной большому увеличению надежности банков.

Низкий уровень доверия клиентов к банкам создал предпосылки для массового оттока вкладчиков при мельчайших показателях неприятностей в отрасли. Неопределенность в отношении процесса отбора в ожидание страхования ужесточения и систему вкладов надзорных требований стали причиной сокращению межбанковского кредитования. Наконец, падение фондового рынка, начавшееся в середине апреля, снизило запас ликвидных ресурсов банков.

Все эти события стали причиной значительному падению ликвидности отрасли.

Реакция регулирующих органов была запоздалой, но скоординированной. ЦБ РФ два раза сократил собственные резервные требования: сперва с 9 до 7%, после этого до 3,5%. Помимо этого, на 1% (до 13%) была снижена ставка рефинансирования. Эти меры разрешили расширить количество ликвидных средств на рынке — на 40 млрд руб. в июне и на 115 млрд руб. в июле (согласно данным ЦБ РФ). Помимо этого, в июне–июле ЦБ РФ предоставил кредиты национальным банкам по операциям РЕПО в размере порядка 160 млрд руб.

В первый раз с 1998 года ЦБ РФ выкупал национальные облигации — на 138 млрд руб. в июне и на 423 млрд руб. в июле.

В июле 2004 года Президент РФ подписал Закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в совокупности необходимого страхования вкладов физических лиц в банках РФ» (№ 96-ФЗ), обеспечивающий компенсацию в размере до 100 тыс. руб. ($3,4 тыс.) по вкладам физических лиц в банках, не участвующих в совокупности страхования вкладов (в соответствии с другим Законом, принятым в декабре 2003 г.). Оперативность принятия этого нового Закона говорит о возросшем осознании значимости банковской реформы в высших эшелонах власти.

Помимо этого, были внесены поправки в Закон, регулирующий деятельность ЦБ РФ, в соответствии с которыми ЦБ РФ сейчас в праве устанавливать ограничения на банковские ставки. За первые 14 дней августа 2004 года количество вкладов населения в совокупности (не учитывая Сберегательного банка) вырос на 18 млрд руб., а в Сбербанке — приблизительно на 20 млрд руб. (согласно данным ЦБ РФ). В случае если в первые пять месяцев 2004 года часть Сберегательного банка в общем количестве ритейловых депозитов понижалась и составляла менее 65%, то недавние события содействовали некоему ее повышению.

Тогда как указанные чрезвычайные меры ЦБ РФ значительно помогли стабилизовать обстановку, классические инструменты рефинансирования, используемые в отношении банков, — такие, как кредиты по операциям РЕПО и прямое кредитование со стороны ЦБ РФ, — оказываются малоэффективными, а для маленьких организаций к тому же и не всегда дешёвыми. На данный момент ЦБ РФ предоставляет ссуды только под залог высоколиквидных национальных и муниципальных облигаций, каковые, в большинстве случаев, при появлении неприятностей с ликвидностью.

Помимо этого, ЦБ РФ нехотя предоставляет кредит по обстоятельству определенных юридических трудностей. Действующее банковское законодательство ограничивает право ЦБ РФ на проведение предупредительных интервенций в целях защиты частных банков: интервенции разрешаются только в критических обстановках, в то время, когда у банков появляются значительные неприятности с ликвидностью либо с денежными показателями.

Все это не разрешает русским банкам рассчитывать на активную помощь со стороны регулирующих органов и ставит ликвидность финансовой системы и отдельных банков в очень уязвимое положение при негативных событий в экономике либо денежной сфере. Кроме того по сравнению со собственными сотрудниками из соседних государств российские банки выглядят менее защищенными. В Украине, к примеру, банки смогут применять необходимые резервы в критических обстановках, а НБУ очень удачно и вовремя использует множество инструментов по поддержанию ликвидности, включая кредитование под залог активов, стабилизационные кредиты и валютные свопы.

В целом летняя обстановка на банковском рынке отразила большой структурный риск, свойственный банковской совокупности России, что уже интегрирован Standard Poor’s в кредитные рейтинги русских банков. Средний уровень рейтингов российских банков находится на уровне «В-», являющемся одним из самых низких в мире (рис. 1).

Изменение банковского законодательства в россии и его воздействие на риски банковской системы

Это отражает институциональную слабость и незрелую кредитную культуру в стране, другими словами факторы, в следствии которых при спада в Экономике банки смогут потерпеть большие убытки. На протяжении летних событий Standard Poor’s не понизила рейтинги собственных клиентов, но поменяла «хороший» прогноз по двум банкам на «стабильный», отражая меньшую возможность роста рейтингов в среднесрочной возможности.

Прямым следствием летней нестабильности банковского рынка явились усиление сегментации межбанковского рынка и ослабление возможности заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Многие банки во второй половине 2004 года испытали проблемы с привлечением вкладов клиентов, в особенности физических лиц, каковые сейчас стали серьёзным источником фондирования для наращивания активов. В следствии темп роста отрасли замедлился (рис.

2–5)*.

Standard Poor’s кроме этого ожидает, что денежные результаты деятельности банков в 2004 году будут менее успешными, чем в прошлом году. Однако имеется основания предполагать, что экспансия банковской отрасли возобновится в 2005 году на фоне сохранения умеренного положительной динамики и экономического роста доходов населения.

Уровень денежного посредничества в Российской Федерации остается на низком уровне, что оставляет громадной потенциал для наращивания банковской активности: количество кредитов, выданных нефинансовым фирмам, в процентах к ВВП в Российской Федерации образовывает 21% против 29% в Польше, 44% в Венгрии и 75% во Франции.

Экономическая конъюнктура

Изменение неспециализированного уровня рейтингов российских банков в среднесрочной возможности будет во многом зависеть от динамики экономической существенных изменений и конъюнктуры в сфере банковского регулирования и банковского законодательства.

В частности, прохождение либо непрохождение банка в совокупность страхования вкладов будет определять долговременный потенциал его развития. Standard Poor’s ожидает достаточно динамичное изменение рыночного положения отдельных банков, а также среди самые крупных кредитных организаций, как следствие усиливающейся конкурентной ускорения и борьбы консолидации отрасли.

Первые большие сделки по слиянию/объединению («НИКойл» — «Уралсиб», Росбанк — «О.В.К.», Внешторгбанк — Гута-Промстройбанк и банк) уже были заявлены в 2004 году. Под давлением возрастающей борьбе, падения доходности от повышения и основных операций регулятивных требований к капиталу эта тенденция, вероятнее, продолжится. В долговременной возможности на динамику и структуру развития банковской отрасли будет оказывать влияние приход зарубежного капитала.

На данный момент количество прямых зарубежных инвестиций мал, но приход больших интернациональных банков (если он состоится) способен оказать сильное влияние на конкурентную среду.

КУДА ИНВЕСТИРОВАТЬ ДЕНЬГИ? | Куда Вложить Деньги [ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ]


Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: