Каким должен быть современный ритейл?

      Комментарии к записи Каким должен быть современный ритейл? отключены

Каким должен быть современный ритейл?

Чему смогут научить внуков дедушки и нынешние бабушки? Современные дети сами научат кого угодно. Как вследствие этого должен быть устроен детский магазин XXI века?

Вот что думает об этом гуру ритейла Евгений Бутман.

Евгений Бутман,
генеральный директор IDEAS4RETAIL, основатель Re:Store*

Ритейл пришел из америки

В привычном нам понимании ритейл сформировался по окончании Второй мировой. Элементы современного торгового комплекса, такие как тележка в магазине, пластиковая карта, паркинг, якорные арендаторы.., сложились в совокупность в 1950-60-е годы (не смотря на то, что отдельные компоненты стали появляться еще в 1930-е годы).

Розница, в том виде, в каком мы ее знаем, пришла из америки: индустрия ритейла формировалась благодаря формированию американского среднего класса – на нее оказали влияние такие факторы как рост благосостояния, урбанизация, автомобилизация, и рост рыночного предложения денежных одолжений. В этом последовательности значим любой компонент: к примеру, без автомобилизации не было бы моллов, а без них – привычных торговых форматов.

Одним из основных факторов есть развитие массового производства, которое со своей стороны разъясняется тем, что тот слой населения, о котором идет обращение (средний класс) по окончании окончания Второй мировой скоро и непрерывно рос. Он и по сей день будет в состоянии роста: в его состав во всем мире каждый год входят десятки миллионов людей, не смотря на то, что под действием кризиса некая часть населения выпадает из этого сословия.

Наряду с этим торговые сети не были глобальным бизнесом. Они стали таковым приблизительно 20 лет назад, не раньше. Если вы посмотрите капитализацию розничных сетей мира, входящих в топ-100, то найдёте что blue chips в их составе показались также приблизительно 20 лет назад, не раньше.

  • Лицо современного ритейла – расцвет брендов, множественность форматов, глобализация, капитализация мировых сетей.
  • Лицо современного потребителя – формирование около себя среды, привязанной к личному образу, стилю судьбы.

Современный потребительский рынок воображает множество возможностей, из которых любой человек складывает собственный личный мир. Индивидуальность этого выбора – вот та цель, на которую «заточены» современные форматы ритейла. Раньше было не так, был все равно массовый рынок со стандартными вещами.

Это принципиально новая обстановка если сравнивать с теми временами, в то время, когда у каждой советской семьи были, условно говоря, телевизор «Рубин», чешская люстра и румынская стенка. В действительности одинаковость была не только в СССР, но и в других государствах. IKEA – пример тому.

Но времена изменяются, вместе с ними изменяются подходы людей к формированию среды обитания. Новые торговые марки стремятся подстроиться под человека, они желают вписаться в поиски эмоционального и физического комфорта, каковые ведет современный потребитель. Человеку XXI века характерны погруженность в информационную среду, рвение к подлинности впечатлений, взаимоотношений.

Его не удовлетворяет «пластик» в прямом и в переносном смысле. Торговые марки идут к человеку, а он со своей стороны идет к брендам за теми элементами, из которых будет строить стиль собственной жизни.

В современном ритейле имеется большой, средний и небольшой форматы. Громадный формат – экономически осмысленен. Средний – нежизнеспособен, по причине того, что издержки у него как у громадного, а доходы – как у мелкого.

Что же касается малого, выживают лишь те сети, каковые смогли включить эффект масштаба и преодолеть многоступенчатость управления магазинами.

Наилучшие возможности имеют розничные группы, каковые объединяют торговые марки в сумки. Имеется производители – агрегаторы брендов,такие как Johnson Johnson, Procter Gamble. К примеру, Procter Gamble в Российской Федерации руководит десятками брендов, это поразительно тяжёлая задача.

Со своей стороны имеется ритейлеры – агрегаторы брендов. Таковых мы нашли на русском рынке много – 11 компаний. Они о себе не говорят, их никто не видит и не знает. В это же время они имеется.

К примеру, мой любимый пример – кувейтская несколько Alshaya, в портфеле которой 55 брендов. В Российской Федерации они продвигают 14 из 55, а также Mothercare, Next, Starbucks, Body Shop. Такие группы в состоянии заполнить собственными марками торговый комплекс.

Они являются инкубаторами по выращиванию брендов.

Бизнес, над развитием которого я на данный момент тружусь, – IDEAS4RETAIL– розничный оператор, специализирующийся на продвижении на русском рынке перспективных мировых брендов, в базе которых лежат домашние сокровища. Ритейл-группа с элементами агрегатора брендов. Поле деятельности для нее мы выбирали так. Привлекательными для инвестиций являются быстрорастущие рынки, не достигшие высокой консолидации.

Что происходило с русским ритейлом в течение 20-25 лет (с момента старта рыночной экономики)? Продуктовый ритейл трудится приблизительно так же, как на Западе – в тех же форматах, масштабах, количествах и с таковой организацией. Электронный ритейл – также.

DIY (Do it yourself – сделай сам – товары для ремонта) также, я имею в виду такие гипермаркеты как Leroy Merlen.

Из-за чего в Российской Федерации нет детской розницы?

А другие сегменты так и остались в недоразвитом состоянии, к примеру, рынок детских товаров. Количество сегмента по отечественным расчетам – $14 млрд, но самая большая сеть данного профиля – «Детский мир» – осуществляет контроль лишь 5% этого количества, остальные и того меньше. Два года назад мы насчитали 61 сеть, объединяющую 850 магазинов, добрая половина из которых находится в Москве. А также мы поняли, что в детском ритейле действуют сети, созданные мамами.

Появлялись такие сети среди них и вследствие того что мама-предприниматель, не отыскав нужного товара для ребенка, решала открыть магазин. Открывала, ей нравилось. Открывала второй, третий.

Самая большая сеть для того чтобы замысла насчитывает 14 точек.

На рынке товаров для детей большое количество романтиков. Но, не только в том месте. Существует расхожее представление (особенно оно характерно молодежи): мы собрались с приятелями, взглянули фильм «Соцсеть» о Марке Цукерберге, позже за шесть месяцев сделали бизнес и реализовали его за 100 млн. В моем понимании, такие суждения нужно отнести к категории «Самые вредные и страшные мифы». Да, кому-то может повезти. Но любой человек, что желает заняться предпринимательством, обязан пройти определенную школу.

Не в смысле образования, а в смысле практической работы. По крайней мере, он обязан набить руку и обучиться не попадать в самые простые и примитивные ловушки, каковые существуют в русском бизнесе.

В каждой стране собственная бизнес-среда. В Российской Федерации она благоприятна для больших компаний, и убийственна для мелких. И маленькая компания может выстроить и вырастить бизнес лишь в том случае, если путь от маленькой до большой она пройдет скоро. Дабы пройти скоро, нужен опыт.

В случае если нет опыта построения компании, то она все равно потонет, разобьется о рифы.

Но возвратимся к детскому ритейлу. Я большое количество думал, пробуя осознать, из-за чего в этом секторе по большому счету нет брендов. Любой из вас, не вспоминая, назовет дюжина брендов, к примеру, в электронике: Аpple, Samsung, Сони, Nokia, Dell и потом по перечню. А в детском сегменте, не обращая внимания на то, что тут трудятся креативные люди, брендов нет, за исключением, к примеру, Lego, Mattel, Dysney, некоторых вторых. Число форматов в этом секторе ограничено: мало громадных магазинов.

Ценовое позиционирование перемещено вверх, мало дискаунтеров (трудится стереотип: недорогое – значит, нехорошего качества. Если вы – родители, видите, что в магазине товар стоит две копейки, вам боязно его брать). Но самое основное отличие – нет глобальных брендов и ритейлеров.

Из-за чего?

Нет таковой целевой аудитории – «дети»

На мой взор, по причине того, что нет таковой целевой аудитории – «дети». Они себе сами ничего не берут. Не ребенок, а взрослый владеет стопроцентным правом выбора при покупке детских товаров.

Ребенок может заявить, что ему не нравится, к примеру, игрушка, но принимать ответ о покупке будут родители.

Нет понятия детской моды. К примеру, никто не приобретёт собственной семилетней дочери красные сапожки, по причине того, что у нее красная сумочка. Мама себе приобретёт, а дочери – нет. Сапожки дочке приобретут тогда, в то время, когда ветхие прохудились. Приобретения полностью функциональны, в этих условиях моды нет. Раз нет моды, нет и брендов.

Нет брендов – нет развития сегмента в том виде, в каком мы это видим применительно к вторым рынкам.

Родители пребывают в целевой аудитории весьма маленькое время. Вы жили-жили себе, и внезапно вы стали потребительской аудиторией «родители мелкого ребенка». Проходит мало времени, и вы из данной категории вышли. И, в случае если у вас один ребенок, забыли данный опыт окончательно. В случае если у вас тут же появился второй ребенок, то все, что осталось от первого идет ко второму.

Люди, каковые берут обувь дошкольнику, делают это четыре года – с двух до шести лет. За данный период лояльность бренду попросту может не успеть сформироваться. К тому же, как я уже выделил выше, родители берут детские товары не себе.

В итоге, прошу осознать меня верно – я рассуждаю о детском сегменте без романтики, с позиций бизнес-практика, мы видим низкий уровень инвестиций в детский ритейл и маркетинг. Замечаем преобладание утилитарности над чувствами. Помимо этого, отметим культурные различия сектора от страны к стране.

Вот и ответ на вопрос, из-за чего в мире нет глобальных сетей по продаже детских товаров.

Новые времена: разрыв преемственности

Но обстановка изменяется. Во всем мире растет количество затрат семей на товары для детей. Исходя из этого торговые марки для взрослых стали открывать детские линейки – так показались GAP kids, ZARA kids, Ralph Loren kids и т.д.

Так компании пробуют восполнять недочёт лояльности, о котором я сказал выше.

Принципиальные трансформации случились в производстве детских товаров в связи с переносом фабрик в государства Юго-Восточной Азии, сейчас торговые марки смогут оперативно поменять линии, создавать товары дешево и с огромной скоростью. Маленький цикл нахождения в сегменте восполняется скоростью производства товаров.

Наконец, (увлекательнейшая тема!) показалась такая категория как новые родители. Я отношу к данной группе тех, кто появился по окончании 1980 года. Они выросли в постсоветское время, взрослели не в консервативной среде, как их родители.

У них совсем иные взоры на организацию личного пространства, на lifestyle. И, что еще более принципиально важно, – на воспитание детей.

В это время случился разрыв преемственности в воспитании. Консервативная функция (одеть, обуть, накормить, вылечить, обезопасисть, обогреть) уступила место новым задачам: развивать, обучать, развиваться вместе с детьми и давать им счастье в радостной семье. Прежде дочки обучались заботиться за ребенком у мамы, мама у бабушки, а бабушка у собственной мамы и т.д. А на данный момент юные родители черпают данные в медиа, в собственной среде, в собственном уровне, они загружены в информационную среду.

Пологаю, что новое поколение определило о медицинских, психотерапевтических, физических, физиологических качествах воспитания детей значительно больше, чем прошлые поколения совместно забранные.

Из-за чего ритейл так отзывчив на перемены?

В каком виде детский ритейл представлен в Российской Федерации? У нас имеется коммунистический формат «Детский мир» – универсальный магазин, где имеется товары для детей различного возраста – от новорожденного до ребёнка. В других государствах таких магазинов нет.

Я считаю, что универмаг – это явление переходного периода, он развит тогда, в то время, когда рынок фрагментарен, в то время, когда он не весьма развит, в то время, когда уровень борьбы не высок.

Около 30% всех детских товаров продается на рынках. Нужно дать должное русским влияниям, каковые последовательно ликвидируют такую торговлю, по причине того, что товары для детей должны пребывать под санитарным контролем, должны быть обеспечены сертификатами и без того потом. То, что продукция для детей вытесняется с рынков, ведет к стремительному формированию детского ритейла.

В возможности и универсальные магазины, и рынки уступят место специальным сетям.

В Российской Федерации довольно часто спорят довольно национального пути в бизнесе. Я считаю, что в рознице имеется локальные правила, но нет никакого особого национального пути. Вся розница однообразная.

Она базируется на таких компонентах как выбор места, концепция магазина, работа с персоналом, , выкладка товара, мерчендайзинг, маркетинг, логистика. Сэм Уолтон в собственной превосходной книжке «Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» пишет о том, как он и его менеджеры непрерывно ездили по чужим торговым точкам и искали занимательные идеи.

Где бы я ни был, я в обязательном порядке вхожу в магазины того профиля, в котором сейчас тружусь, и наблюдаю, что в том месте имеется любопытного. Все сети непрерывно заимствуют опыт друг друга, по-новому осознавая, что такое современный магазин, и каким он должен быть.

К примеру, у нас в портфеле имеется превосходный бренд Imaginarium – это развивающие игрушки. Я считаю, что со временем все игрушки будут развивающими – об этом позаботится новое поколение своих родителей, о котором я уже сообщил. Мысль бренда создана в Испании. В эти магазины возможно приходить не только чтобы брать, но и чтобы играться.

В то время, когда мы открыли первый Imaginarium, не забываю, пришла семья – мама, ребёнок и папа. Мама с дочкой ходили и наблюдали игрушки, а отец забрал палочки и играл на барабане. Его за уши не могли оттащить. Позже оттащили.

Тогда он забрал гитару.

Второй бренд – Mamas Papas. Большая часть магазинов для детей в СССР напоминало детскую поликлинику – светло синий стенки, строгие тетки в белых халатах, каковые кричат: «Мама, уймите вашего ребенка!». А нам хотелось бы, дабы в детских магазинах была теплая воздух, дабы «новым родителям», каковые входят в целевую аудиторию проекта, было комфортно в этом пространстве.

* Конспект выступления Евгения Бутмана в Дискуссионном клубе Executive.ru в феврале 2013 года.

Каким должен быть современный интернет-магазин?


Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: