Михаил эскиндаров: «банкирам пора перестать сетовать и прийти в вузы»

      Комментарии к записи Михаил эскиндаров: «банкирам пора перестать сетовать и прийти в вузы» отключены

Ректор Денежного университета при Правительстве РФ.

Михаил эскиндаров: «банкирам пора перестать сетовать и прийти в вузы»Досье Bankir.Ru. Михаил Эскиндаров. Появился 15 ноября 1951 года в ауле Бесленей в Карачаево-Черкесии.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века окончил Столичный денежный университет по профессии «кредит и финансы». С 1976 по 1981 годы – в аспирантуре этого же университета.

В 1981–1987 годах – помощник декана факультета Столичного денежного университета, помощник, старший учитель на кафедре политической экономии, начотдела кадров МФИ, декан факультета МЭО. В 1987–1991 годах – начальник группы советских учителей Аденского университета (Йемен).

В 1991–2002 годах – проректор по экономической работе МФИ, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе и доктор наук кафедры глобальной экономики и международных валютно-кредитных взаимоотношений. В 2002–2006 годах – первый проректор Денежной академии при Правительстве РФ. С 2006 года – ректор Денежной академии (с 2010 года – Денежный университет) при Правительстве РФ.

Академик рынка и Академии менеджмента, создатель более 180 научных трудов, монографий, статей и учебников в научных изданиях. Лауреат ордена Дружбы, медали «В память 850-летия Москвы», премии Президента РФ в области образования, премии «Лучший менеджер 2001 года» в области образования, программы «Финансист года», премии Правительства РФ в области образования. Заслуженный образования Калмыкии и деятель науки, Кабардино Балкарии и-Ингушетии, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профобразования РФ.

— Довольно часто звучат нарекания действующих банкиров в адрес совокупности высшего образования. Дескать, экспертов институты готовят нехороших, и их приходится доучивать во всевозможных банковских корпоративных университетах и учебных центрах. На ваш взор, эта неприятность вправду стоит либо тут идет подмена понятий, и банки, по сути, «» в собственных учебных центрах работников под собственные корпоративные нормы?

— Нужно заявить, что имеется и часть правды в словах банкиров. Но имеется и кое-какие преувеличения. Достаточно актуальное явление, перенятое у западных банков и банковских структур, – создание собственных корпоративных учебных центров и институтов.

Но эти корпоративные учебные центры обычно созданы не чтобы доучивать выпускников институтов, а чтобы повышать квалификацию собственных работников.

С позиций обучения новым продуктам, разработкам новых операций, непременно, такие корпоративные университеты необходимы. Я сам лично был в таком университете Барклайз Банка в Англии, в том месте хороший учебный комплекс, высокопрофессиональные учители. Это верно, это превосходно.

И в отечественных больших банках формируются такие университеты.

Второй вопрос, если они начинают пробовать подменять собой высшее образование, решать фундаментальные неприятности высшего образования. Это никуда не годится. Должны быть национальные стандарты, национальные требования к подготовке финансистов.

Запрещено раздирать его на отдельные куски.

Но неприятность «зазора» между фундаментальным практическими потребностями и финансовым образованием банков вправду существует.

Чтобы эту проблему осознавать, необходимо ее четко понять и наметить замысел действий. Первое – нужно осознавать, что в Российской Федерации случилась девальвация экономического образования. В случае если в советское время денежные профессии приобретали не более чем в двадцати институтах и университетах, то сейчас денежное образование дают свыше тысячи частных и государственных вузов и филиалов.

А также – огромное количество технических институтов, для которых это образование есть методом получения дополнительных доходов, но не более. И в полной мере разумеется, что количество опытных учителей не возрастает теми же темпами, уровень качества учебного процесса не улучшается. Делается ясно, кого производят эти институты.

И в то время, когда на рынке труда появляется масса неподготовленных либо не хорошо подготовленных экспертов, складывается чувство, что все денежное либо денежно-экономическое образование находится в упадке. Пологаю, что сейчас не более тридцати институтов готовят качественных экспертов в области финансов.

Исходя из этого я сказал много раз и в Аппарате правительства, и в минобразования, и в Госдуме, и в Совете Федерации о том, что нужно проводить твёрдую политику по реструкуризации высших учебных заведений. Впредь до закрытия профессий в отдельных, кроме того национальных вузах. Должны быть твёрдые требования: не можешь обеспечить уровень качества подготовки – закрывай специальность.

Помимо этого, сейчас финансовая система уже достаточно насыщена экспертами. Нет для того чтобы недостатка банковских работников, как это было в начале а также в середине девяностых годов. По отечественным данным, лишь по профессии «кредит и Финансы» в Российской Федерации выпускаются более 50 тыс. человек в год.

Это огромная армия, которая не пользуется спросом полностью на данный момент.

Неприятность количества решена, на данный момент стоит неприятность качества.

Нужно сосредоточиться на подготовке экспертов в зарекомендовавших себя университетах – таких как отечественный университет, Верховная школа экономики, экономический факультет московского университета, Главный ВУЗ Санкт-Петербурга экономики и финансов, еще пара институтов, имеющих обширный опыт работы, хороший преподавательский состав и, наконец, хорошую материально-техническую базу.

И, наконец, третий момент. Банкирам пора прекратить сетовать на недочёты денежного образования, а самим прийти в высшии учебные заведения: просматривать лекции, устраивать мастер-классы, взять на себя отдельные направления, к примеру, банковский менеджмент. Под лежачий камень вода не течет.

Желаете качественных экспертов – участвуйте в их подготовке.

— У вас имеется такие примеры?

— Такие примеры имеется. У нас просматривает лекции, к примеру, Андрей Леонидович Костин, глава ВТБ. Мы кроме того с далека цикл его лекций. У нас просматривает лекции и участвует в учебном ходе Владимир Александрович Дмитриев, глава ВЭБа, он возглавляет кафедру лично-национального партнерства. Большое количество внимания уделяет учебному процессу Михаил Юрьевич Алексеев, глава Юникредитбанка, профессор , доктор наук отечественного института.

Побольше бы таких примеров. Нужно чаще привлекать к преподавательской работе вот таких людей, практиков.

Но нужно наладить и встречное перемещение. Мы обратились ко всем отечественным выпускникам, трудящимся в банках: заберите учителя на стажировку. на данный момент имеется особый сотрудник ректората, что несёт ответственность за стажировку. Мы желаем, дабы все учители прошли как минимум недельную стажировку в банках. И это уже деятельно реализуется.

Тут нам оказывает помощь Лига выпускников университета, да и отечественные соглашения, каковые заключены с большинством наибольших банков в Российской Федерации, – с ВТБ, ВЭБом, Газпромбанком, Банком Москвы, банком «Русский Стандарт» и десятком вторых денежных организаций, с которыми мы сотрудничаем.

— Другими словами в случае если гора не идет к Магомету, то…

— Да. Мы должны идти в банки, в рынок. То же самое касается и прохождения практики студентами.

Ненормально, в то время, когда вуз производит экспертов без мельчайшего практического опыта по собственной будущей профессии. Человек прослушал теоретический курс, пришел в банк, ему задают конкретный вопрос, а он не имеет возможности ответить. И я осознаю банкира, что говорит, что эксперты «сырые», не готовые к практической работе.

— На Западе в порядке вещей, в то время, когда денежные компании начинают со старших направлений присматриваться к студентам…

— У нас также это имеется. У нас на пятом курсе большинство студентов уже трудится.

С одной стороны, это прекрасно, по причине того, что у них появляется "стаж работы". Иначе, многие особые дисциплины реализуются именно на пятом курсе. А люди, каковые трудятся и занимают определенные позиции в банке, начинают пропускать занятия и не дополучают достаточные знания.

Исходя из этого мы вынуждены были еще в девяностых годах перевести пятый курс на чуть ли не вечернюю форму занятий. Формально это именуется дневное обучение, а в действительности занятия начинаются в шесть часов вечера, дабы студенты имели возможность поработать и прийти на занятия. Но это также не отлично.

По окончании трудового дня тяжело действенно обучаться.

Переход на уровневую совокупность, бакалавр-магистр, может как-то оказать помощь, посмотрим. По большому счету совокупность бакалавриата и направлена на то, дабы студент, будучи на втором-третьем направлениях, уже определился в собственной будущей деятельности. Но меня мало пугает, что многие институты, а также денежные, будут вместо пяти лет готовить студентов четыре года и вычислять, что это полноценные эксперты…

Словом, неприятности в совокупности денежного образования имеется. Требуется участие банковского сообщества, банковских ассоциаций. на данный момент, к примеру, в сфере высшего образования трудится Ассоциация юристов. Они не только опираются на работу Рособрнадзора, но и собственные аттестации в вузах выполняют.

Возможно, и мы с банковскими ассоциациями придем к этому. Попытаемся, скажем, совершить рейтинг, условно говоря, институтов, готовящих банковских экспертов – методом опроса работодателей, методом аналитики.

— В советское время была такая форма бухгалтерского образования как техникум. И, худо-бедно, выпускники таких техникумов в полной мере удовлетворяли тогдашние требования к бухгалтерам. Потому, в конце девяностых, бухгалтеры «старого типа» стали заметно отставать от рынка, была кроме того определенная растерянность у представителей данной профессии.

Как сейчас изменилось бухгалтерское образование, в каком оно состоянии?

— Часть техникумов, каковые готовили бухгалтеров, осталась. Они, действительно, на данный момент именуются колледжами. Многие ликвидировались, по различным, прежде всего – экономическим обстоятельствам.

Одна из обстоятельств содержится в том, что среднее образование появилось в загоне. У нас сейчас 75% выпускников школ идут в высшии учебные заведения, осознаёте! Мало кто желает в «светло синий воротнички».

В следствии мы приобретаем чернорабочих с высшим либо средним особым образованием. Кому это необходимо?

Сейчас мы имеем практически три тысячи национальных и частных институтов. В высшее учебное заведение не идет разве что самый ленивый.

Из бухгалтерских техникумов остались самые сильные. Вот, к примеру, при Минфине существовало около двадцати пяти больших техникумов, каковые отлично готовили экспертов. В то время, когда началась министерства и административная реформа отказались от для того чтобы рода организаций, мы забрали себе часть колледжей. Остальные закрылись либо перепрофилировались.

В тех колледжах, что сейчас трудятся в рамках Денежного университета, могу с уверенностью сообщить, идет хорошая подготовка экспертов. Пользуются спросом ли будут бухгалтеры, каковые готовят такие колледжи?

Вот посудите сами. В соответствии с законом о муниципальных образованиях в этих структурах должны быть бухгалтеры. А таких образований в Российской Федерации сейчас примерно сто пятидесяти тысяч. Воображаете, какое количество рабочих мест показалось в одночасье?

И эти места должны занимать, само собой разумеется, бухгалтеры не с высшим образованием.

Что касается высшего бухгалтерского образования, то оно просто нужно. Бухгалтер сейчас – это не тот бухгалтер, которого мы знали с советского времени. Сейчас бухгалтер должен иметь IT-подготовку, знать языки. Хотя бы уже вследствие того что сейчас в больших корпорациях отчетность идет на английском (МСФО). И каким бы ни был отечественный выпускник, если он не знает английского, он в том месте полностью не пригоден.

Это первое.

Второе. Всем большим аудиторским либо консалтинговым компаниям в обязательном порядке необходимы бухгалтеры-аудиторы. В том месте также без глубокого знания предмета и без глубокого знания языка не приживетесь.

Не напрасно ведущие аудиторские компании открыли у нас базисные кафедры. Думаю, это  будет вклад в усиление качества подготовки как бухгалтеров, так и аудиторов.

— А в каком состоянии такое направление денежного образования как подготовка экспертов страхового рынка?

— Не сообщу, что с этим все прекрасно.

— Из-за чего?

— Страховой рынок в Российской Федерации слабо развит. Нет, возможно, ни одной страны из «громадной двадцатки», где страховой рынок находится в столь же зачаточном состоянии, как у нас. Нет и адекватного образовательного процесса. Я вам открыто сообщу: мы еле загоняем «» студентов в страховые группы. Финуниверситет готовит страховщиков с 1946 года. Это был единственный вуз в Советском Альянсе, что готовил страховщиков.

И постоянно знали, что последняя несколько факультета «кредит и Финансы» – это страховая несколько. Нехороших по успеваемости направляли в том направлении. Не было престижа страхового работника, и сейчас нет. И это связано, первым делом, с неразвитостью страхового рынка.

Я надеюсь, что со временем обстановка изменится. Тем более что на данный момент в Думе находится пара законопроектов по обязательному страхованию недр, по страхованию рисков.

— Вы вычисляете, что развитие форматов необходимого страхования поднимет страховой рынок?

— Ну, это один из факторов. Само собой разумеется, имеется еще неприятность полного отсутствия у нас страховой грамотности. Мы же с вами все имеем либо дома, либо квартиры, либо дачи.

Уверен, что большая часть ничего не страхует. Не смотря на то, что понимаем: произойди что – будем локти кусать.

— Ну, поскольку еще веры нет в страховую компанию, в то, что нам все выплатят.

— Совсем правильно. У нас как-то автомобиль Финуниверситета попал в аварию. И мы, не обращая внимания на то, что отечественные выпускники в данной компании трудятся, полгода выбивали деньги из страховщика…

— А вдруг забрать такое направление как фондовый рынок? Оно, возможно, для института в плане подготовки экспертов самое сложное?

— Да, это так. Но я могу похвастаться, что мы первенствовали фактически вузом, что создал кафедру ценных бумаг и фондового рынка. Ее возглавил тогда еще совсем юный ученый Яков Миркин, один из самых броских экспертов в данной сфере. У него тогда на кафедре трудились Алексей Симановский, Михаил Алексеев, многие другие узнаваемые специалисты, каковые со временем возглавили финансовые структуры и крупные банки.

Сейчас кафедра у нас достаточно юная и активная, процентов, возможно, сорок учителей – это практикующие работники. Но раз на фондовый рынок приглашают чужестранцев, то, значит, мы не до конца делаем собственную функцию. И, само собой разумеется, существование одной, двух а также десяти кафедр не решает проблему.

Тем более что еще пятнадцать лет назад фондового рынка у нас, по сути, не было. Это направление денежного образования лишь начинает обретать масштаб.

— В то время, когда раздался тезис о денежной грамотности, что вы почувствовали?

— Понимаете, у нас в Киевской Руси, к сожалению, многие весьма хорошие идеи преобразовываются в кампанию. Кампанию по борьбе с курением, кампанию по борьбе с пьянством, еще с чем-то в том месте… Я весьма опасаюсь, что это очередная кампания, которая, к сожалению, закончится ничем.

— Но так как агитпоезд-то проехал по стране с частушками…

— Как раз. Проехал. Да страна-то громадная, в одну сторону проехал, а в другие стороны – кто проедет? Большое количество бесед было о том, что $100 млн. на программу увеличения денежной грамотности будет выделено.

Они до сих пор так и не выделены. Но, дело не в деньгах. Неприятность глобальная. Денежным образованием нужно заниматься с первого класса школы, а возможно – с детского сада. Приведу конкретный пример. Один мой дорогой друг с 1996 года живет в Швейцарии. Соответственно, и его дети в том месте росли.

И вот он говорил: его детям в третьем-четвертом классе задачки по математике задавали не про бассейн, в который что-то в том месте вливается и что-то выливается. Задачки такие: в то время, когда вы уходили с мамой в школу, она забыла отключить электролампу. Цена электричества образовывает столько-то, отсутствовала ваша мама дома столько-то. Какой урон бюджету вашей семьи нанесен? Таких примеров десятки.

А вы попытайтесь в отечественных математических задачах в школах что-нибудь подобное отыскать.

Школа – это лишь одна сторона вопроса. Нужно трудиться с пенсионерами, нужно трудиться с совсем различными категориями людей. Так как финансы – это не привилегия экспертов денежного дела, это относится любого человека.

— Вы как-то участвуете в данной работе?

— Участвуем. Мы выпустили около десятка брошюр миллионными тиражами. Мы выпустили книжку «Экономика для школьника». Мы проводим два-три раза в год обучение преподавателей школ Москвы по финансам и экономике.

У нас имеется команда энтузиастов, каковые этим занимаются, в частности – директор Университета кратковременных программ университета Ольга Рябова. Ведутся инновационные разработки, их курирует директор Университета денежно-экономических изучений Владимир Гамза.

Проводим и конкурсы. Не смотря на то, что вы же, Bankir.Ru, как-то прошлись по отечественному конкурсу «Миссия выполнима. Твое призвание финансист» (радуется). А напрасно прошлись! С таких вещей нужно затевать, другого пути нет. Мы в Российской Федерации по большому счету не можем вычислять деньги.

От собственного достатка до сих пор сходим с ума. Я имею в виду достатка природные – нефть, уголь, леса, миллионы гектаров почвы. Мы не можем ценить.

Исходя из этого денежная грамотность – это не просто «агитка». Это нужный стране подход, новая философия судьбы.

— У отечественных правительства наровне с денежной грамотностью имеется еще одна любимая денежная тема – создание мирового денежного центра. Но складывается чувство, что под этим понятием многие госслужащие видят не бизнес. А некоторый комплект отелей, парковок и бизнес-центров…

— Инфраструктура денежному центру также нужна, вы же осознаёте, без этого функционировать ничего не будет.

— Согласен. Но в то время, когда так много говорят об отелях, парковках и зданиях – чувство, что, наверное, не знают суть словосочетания «всемирный денежной центр»? А вот вы верите в выполнимость данной идеи?

— Денежный центр – это современная инфраструктура, непременно. Но в случае если мы желаем войти в мировую денежную архитектуру, инфраструктурой не обойтись. Мировые денежные центры не появляются по указке. Любой денежный центр строился десятками лет, кроме того у «молодых драконов», кроме того в самых передовых индустриальных государствах.

И борьба на этом поприще высокая. Непременно, китайцы, уже создавшие денежные центры в Гонконге и Шанхае, будут стремиться создавать новые центры. Европейцы будут совершенствовать собственные центры.

Придется соревноваться.

В этот самый момент мы снова возвращаемся к теме денежного образования. Так как денежный центр – это еще и уровень экспертов.

— Кстати, вы трудитесь в партнерстве с западными вузами?

— Само собой разумеется. Многие отечественные студенты каждый год выезжают на обучение в зарубежные институты, а также – в английские, американские, французские, австрийские, германские. на данный момент готовим с французами новый совместный проект.

У нас имеется совместно с немцами программа МВА по банковскому менеджменту (во Франкфуртском университете финансов и менеджмента).

 Примерно сто пятидесяти студентов Финуниверситета ежегодно выезжают обучаться за предел, а также около пятидесяти человек – для получения второго диплома.

— А возвращаются?

— Ну, процентов восемьдесят возвращаются. на данный момент уже не девяностые годы. на данный момент бизнес делается в Российской Федерации…

— Вот вы упомянули китайцев. Их действия на денежном рынке сейчас наводят на идея, что у них имеется важная денежная программа. Вычисленная не на год а также не на пятилетку, а на четверть века, полвека.

Они строят действительно и на долгое время. Вдумчиво и нормально. Системно. Но в Российской Федерации так как ментальность вторая…

— Мы забываем об крайне важном моменте. Не смотря на то, что Китай, само собой разумеется, практически что рыночная экономика, но в том месте имеется одна сила.

— Компартия?

— Да. Сила, которая регулирует все процессы, – компартия. И идеология тут ни при чем. Как сами китайцы говорят, не имеет значение какого именно цвета кошка, только бы мышей ловила.

Они не отказались от монополий компартии, и компартия планирует не на два-три года вперед, а внедряет важные национальные программы развития каждого сектора экономики. И, в случае если речь заходит, скажем, о денежном секторе экономики, то, непременно, тут все под контролем компартии, имеете возможность не сомневаться.

А примером того, что они смогут сделать, может служить автомобильная индустрия. Десять лет назад китайцы поставили задачу, как говорится, «догнать и перегнать». И догнали и перегнали.

Я был в Китае полгода назад – это фантастика, что в том месте творится в автомобильной отрасли! Каждая китайская программа выполняется под твёрдым контролем, впредь до наказаний провинившихся.

Я не говорю, само собой разумеется, что нужна такая компартия в Российской Федерации, но то, что нужна единая замечательная политика под твёрдым контролем, – в этом у меня сомнений ни при каких обстоятельствах и не было. Я постоянно говорил о необходимости присутствия страны в экономике.

Исходя из этого Китай и продвигается весьма важными шагами, а также – в денежной сфере, и поверьте, что в скором будущем юань станет если не второй, то уж третьей резервной валютой мира. Ни секунды не сомневаюсь. Они неспешно отойдут от политики жёсткого курса и вытеснят с последовательности позиций вначале евро, а позже и американский доллар.

И, думаю, в скором будущем Китай выступит с предложениями по всемирный денежной архитектуре.

— Сообщите, как, на ваш взор, кризис поменял отношение общества к финансистам. Раньше было нормой: «желаю быть банкиром»…

— Да, это было…

— А на данный момент? Что вы ощущаете в собственных студентах? С чем они приходят, какое у них целеполагание? Ну, ясно, имеется желание получить деньги, сделать карьеру, это естественно.

А что имеется сверх того?

— Кризис мало поменял спрос на профессию. Не обращая внимания на то, что мы с каждым годом повышаем количество мест, конкурс не значительно уменьшается. В прошедшем сезоне, к примеру, на отдельные профессии, к примеру, на «интернациональные валютно-кредитные отношения», если не ошибаюсь, был конкурс двадцать три человека на место. На другие факультеты – от шести до десяти человек на место. Не обращая внимания на высокую планку: отечественный вуз последние годы входит в первую пятерку институтов России по среднему баллу ЕГЭ.

Мы принимаем сейчас лишь по итогам ЕГЭ.

Это указывает то, что люди желают взять важное денежное образование. Само собой разумеется, имеется какое-то количество людей, которым все равно, какое как раз образование, только бы был диплом. Вот исходя из этого нужно поддержать предложение главы минобразования и совершить некую ревизию институтов, ужесточить требования к тем институтам, каковые не готовят экспертов должного уровня.

В случае если же сказать об устремлениях молодежи… Мне, к примеру, было отрадно видеть, что число сдавших в качестве экзамена ЕГЭ физику, увеличилось существенно. Это значит, что физика в Российской Федерации оживает. Я хоть ректор Денежного университета, но меня полностью унижает то, что в Российской Федерации мы практически утратили инженерные профессии. Утратили по ряду причин.

И вследствие того что многие фабрики и заводы закрывались, и вследствие того что привлекательность этих профессий быстро упала. И мы видим, что творится в авиационной индустрии, в других промышленных сферах. Пускай лучше ко мне в высшее учебное заведение меньше приходит студентов, пускай молодежь идет в инженерные институты. Само собой разумеется, будущее страны сильно зависит от финансистов.

Но в основном оно зависит от того, какие конкретно инженеры у нас трудятся на производстве, автомобили и какие самолёты мы будем строить, как будем осваивать и внедрять новые разработки в IT, в биологии, в химии.

— Вы упомянули, что в Российской Федерации на данный момент три тысячи институтов. В случае если упростить – какое количество, на ваш взор, по большому счету отечественной стране нужно институтов?

— Это определяет рынок. В случае если требования работодателя будут ужесточаться, в случае если, значит, работодатель заявит, что данный вуз в течение многих лет не готовит обычных экспертов, – таковой вуз нужно закрывать. В случае если вуз не занимается научной деятельностью, если он с каждым годом допускает различные налоговые нарушения – таковой вуз нужно закрывать. Считаю, что многие институты нужно уменьшать, объединять, укрупнять.

Убрать с рынка халтурщиков.

Но, пологаю, что без вмешательства правительства, без вмешательства президента совершить реструкуризацию институтов не удастся.

— Имеется чувство, что многие институты – это не место учебы, а лавочки по продажам дипломов.

— Полностью правильно! Большое количество институтов, каковые дают дипломы, но не дают никаких знаний. И все это знают. Проблема-то в том, что и в эти институты также идут. В то время, когда 75% выпускников школ идут в высшии учебные заведения – это нонсенс! Мы вбили в голову населения, что в случае если человек не имеет высшего образования, то он недооцененный человек.

Это абсурд. «светло синий воротнички» должны быть пользуются спросом и прекрасно оплачены на рынке.

— Вам не бывает жалко, в то время, когда дипломом финансиста размахивает и ваш выпускник, и выпускник какого-нибудь новообразованного N-ского гуманитарно-социально-денежно-технологического университета? Это же размыв престижа диплома. По себе сужу.

Довольно часто задают вопросы: «Что вы закончили?» Раньше ответ «МГУ» не вызывал вопросов. А на данный момент переспрашивают: «А какой как раз МГУ»? «Императрица Елизавета Петровна наподобие лишь один создала, – отвечаю. – Вот его, родимый, и закончил»…

— Да, «столичных университетов» большое количество стало. Громадными буквами на вывеске пишут: «Столичный Национальный Университет». И малюсенькими такими буквами дописано, к примеру: «шитья и кройки». Слава всевышнему, Денежный университет до тех пор пока еще один (смеется)…

Авторитет института не создается одним днем. Открыть университет возможно. Вот рядом от нас имеется «лавка дипломов», где тысячи студентов числятся, а на занятия ходят в лучшем случае пятьдесят человек.

Создать настоящий университет – на это потребны годы.

— Совет ректоров России как-то данной проблемой занимается?

— Рекомендации ректоров имеется, имеется и в регионах, имеется и российский совет ректоров. Но они не наделены полномочиями. Имеется закон об образовании. Имеется Рособрнадзор, что осуществляет надзор за деятельностью учебных заведений. Но лишить халтурщиков лицензии – это такая мука, что не достаточно время от времени сил и Рособрнадзору. Нужно обратиться в суд, нужно доказать судье, что вуз не соответствует высокому званию высшего учебного заведения. Рособрнадзор не имеет возможности сам решить об отзыве лицензии.

А для суда должно быть конкретное заявление от конкретного обучающегося о том, что, дескать, я взял диплом, но знаний у меня нет. Ну и где найдется таковой смельчак, что отправится в суд и будет это обосновывать? Исходя из этого нужно поменять подход к селекции институтов.

В противном случае целый рынок российского высшего образования зарастет сорняками.

— Классический вопрос – о личных деньгах. Вы сами как собственными деньгами руководите?

— Я, предположительно, мало чем отличаюсь от многих россиян, не смотря на то, что я и ректор денежного института, член правления последовательности больших компаний. Стараюсь по возможности вкладывать в депозиты, недвижимость. Но страховой, к примеру, культуры во мне также мало (смеется).

Да и времени мало, я по большей части живу работой.

— А не считая работы? Имеется что-нибудь «для души»?

— Хобби у меня всегда было одно да и то же – это книги. Я кроме того в то время, когда был студентом и жил в общежитии, у меня было около полутора тысяч книг в помещении. Все около моего угла было завалено книгами.

— Как, возможно, вас соседи по помещению не обожали…

— Напротив! По причине того, что они приходили как в библиотеку и просили выдать что-то, что мы на данный момент изучаем. В следствии, само собой разумеется, большая часть книг растащили (радуется)… да, недавно в моей жизни показалось еще и второе «хобби». Внук и внучка – вот! Они забирают у меня все мое свободное время.

И я с наслаждением на них его трачу.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: