Профессиональная подготовка банковских специалистов.

      Комментарии к записи Профессиональная подготовка банковских специалистов. отключены

Профессиональная подготовка банковских специалистов.

Предлагаем вниманию банкиров обзор вопросов, затрагивающих развития и проблемы становления опытной банковской подготовки в Российской Федерации. /Дерендяев А.В./

Каков уровень опытной подготовки сегодняшних банкиров? Каких трансформаций в подготовке банковских экспертов ожидать в самое ближайшее время? Что следует сделать чтобы уровень квалификации персонала неуклонно рос?

На что ориентировать кадровую работу в банке?

Способы подготовки банковских экспертов

Уровень опытной подготовки любого эксперта в значительной степени зависит от методики его обучения. Методика определяет очень многое: список общеобразовательных и прикладных дисциплин, уровень теоретической подготовки, время, нужное на практическое ознакомление с профессией, прививания предоставления и последовательность знаний практических навыков и т.д. Целенаправленная подготовка определенного эксперта требует определенной методики.

Методики бывают разнообразные: практические и теоретические, простые и сложные, хорошие и нехорошие. Методики в один раз создаются и улучшаются в течение долгого промежутка времени.

Во снова появляющихся бизнес-сферах изначально никаких методик подготовки экспертов нет. Пионеры бизнесов, новаторы и первопроходцы всех новых направлений деятельности человека формируют собственную квалификацию и приобретают все нужные знания умелым методом. Со временем полученные через практику знания перекладываются на бумагу, опыт формируется в обучающий материал, и лишь тогда создаются методики подготовки нужных экспертов.

Современный российский банк есть, в определенном смысле, новой сферой экономики России.

Разгосударствление финансовой системы в Российской Федерации совпало во времени с возникновением компьютерных разработок. В случае если первый фактор значительно увеличил потребности банковской сферы в экспертах, то второй — кардинально поменял разработку работы банков. Прошлые методики подготовки банковских экспертов в Российской Федерации погибли на глазах, и на глазах же выросли потребности банков в этих экспертах.

Среди сегодняшних банкиров вряд ли наберется 1 % тех, кто бы в 90-93 г.г. имел денежное образование. Однако, громадный спрос на кадры выяснил обстановку того времени — в банковской России началась эра подготовки экспертов у станка. Знания получались умелым методом.

Первопроходцами стали практически все.

При хорошей особой подготовке юный эксперт сперва приобретает базисные, общеобразовательные знания, а после этого уже те знания, каковые конкретно определяют его будущую профессию. В целом, любое обучение направлено на то, дабы по его окончании эксперт был максимально готов к исполнению собственных будущих должностных обязанностей. Большая готовность эксперта зависит от методики его подготовки.

В некоторых учебных заведениях подготовка осуществляется так глубоко, что выпускники приходят на производство уже вправду настоящими экспертами. Речь заходит не о средне — особом образовании, где количество практических занятий довольно часто образовывает до 90% от всего обучающего процесса, в частности о высшем образовании, где теоретическая подготовка имеет значительно большее значение, чем практические занятия.

Большая часть технических экспертов, подготовка которых осуществляется в специальных ВУЗах: политехнических, инженерных, профильных (ЖД, сельскохозяйственных, лесотехнических) и других — по окончании собственного образования замечательно воображают себе собственную будущую работу. Большая часть из них фактически готово делать собственные будущие должностные обязанности со собственного первого рабочего дня. Методики подготовки экспертов в таких областях создавались десятилетиями, и теория тут не просто адекватна практике, но и существенно опережает ее.

Подготовка банковских экспертов сейчас ведется, мягко говоря, не на столь большом уровне. На все многообразие банковских профессий, будь то эксперты по кредитованию, эксперты согласно расчетам, валютному контролю либо полезным бумагам, для всех, кто желает трудиться в банке, Верховная школа располагает единственной профессией — Кредит и Финансы. В случае если проводить аналогию со особой подготовкой, то это все равно, что для сельского хозяйства подготавливается один единственный вид эксперта — Аграрий, что по окончании окончания особого образования будет трудиться инженером, агрономом либо ветеринаром.

Так, о глубокой подготовке банковских экспертов в ВУЗах до тех пор пока сказать рано. Все знания, отражающие многообразие банковских операций и нужные для исполнения настоящей работы, юные эксперты приобретают конкретно на своем рабочем месте. Эра подготовки экспертов у станка еще не окончена.

В банковской и околобанковской сфере (к которой мы относим и банковское образование) идет процесс первичного накопления материала для подготовки методик обучения экспертов в будущем. Сейчас еще банковская практика без шуток опережает теорию. Сейчас еще Институты не освоили хорошие методики подготовки экспертов для тех же банков. Но это Сейчас :

А что же нам преподнесет на следующий день?

дети и Отцы банковского дела

на следующий день практика будет переложена на бумагу, на следующий день особые знания умелых банкиров выльются в методики подготовки конкретных экспертов по версии максимум, на следующий день программные средства разрешат смоделировать в ВУЗах не только обычный российский банк со проводками и всеми операциями по учету этих операций, но и рыночные обстановки, в которых возможно может пребывать данный банк. Все то, что нам с вами было нужно познавать во времена инфляции, переделов и кризисов банковских рынков в течение практически десятка лет, все последующие поколения будут легко осваивать, как математику первого класса, всего за год-второй, причем, в стерильных учебных условиях.

Как же конкурентоспособен банковский эксперт сегодняшнего дня перед банковским экспертом самого ближайшего будущего? Пристальное рассмотрение вопроса дает, увы, самые неутешительные выводы.

В первую очередь, у сегодняшнего среднестатистического эксперта необходимо отметить очень низкий уровень знаний, отражающих общеобразовательный уровень. Это те знания, каковые не являются напрямую фактически банковскими, но без которых неосуществимы каждые важные расчеты, прогнозы, оценка, анализ, планирование и другое.

Показательным подтверждением сообщённого есть, к примеру, то, что верхом математической реализации для большинства банкиров есть очевидный расчет процентов. В сегодняшнем банке нет линейного либо нелинейного программирования, нет экономического моделирования, нет оптимизации процессов, нет ни высшей математики, ни теории возможностей, ни статистики в сколь или уважительном для этих наук виде.

В случае если сказать о особых знаниях, они также очень и очень скудные. Большая часть работников не воображает себе механизма работы банка как единого целого, не обладает в достаточной мере знаниями о вторых банковских операциях, об изюминках работы в других подразделениях, об базах банковской деятельности по большому счету. Это Большая часть обладает лишь теми знаниями, каковые конкретно связаны с исполнением их должностных обязанностей.

Приведенные утверждения ни в коей мере не являются упреком нам самим и уж тем более отечественным преподавателям. Развивающийся финсектор диктовал все эти долгие годы собственные условия о расстановке приоритетов в подготовке экспертов. Отечественный сегодняшний уровень имеется только итог способа отечественной проф. подготовки у станка.

Но финсектор не просто развивающийся, а быстроразвивающийся. По большому счету, все эволюционные процессы бегут сейчас в много раз стремительнее, чем сто лет назад. В случае если раньше становление какой-либо, допустим, промышленной технологии, продолжалось столетиями, то сейчас технологические перевороты начинаются и завершаются в течение нескольких лет.

В контексте отечественной темы технологическая революция свидетельствует опытный закат для многих экспертов. В случае если раньше знания и опыт преподавателей были непререкаемы перед их учениками, поскольку эти ученики приобретали еще громадные знания только к концу собственной жизни, то нынешние первопроходцы банковского дела имеют настоящую опасность быть свергнутыми собственными ближайшими последователями. Практически всем сегодняшних банкиров фактически обеспечено бесславное будущее, причем, уже весьма и весьма недалекое будущее.

Подливая масла в пламя и сгущая краски, совершим аналогию, упомянув банкиров 90-х, тех, кто взял собственную квалификацию и трудился в банках в докапиталистическое для России время. Кто сейчас их не забывает? Многие ли из них дошли в качестве опытных банкиров до этого дня?

Кто с уважением относится к их опыту прошлых десятилетий и говорит благодарю за наставничество? Археоптериксы, динозавры, мамонты — вот как нас будет именовать подрастающее молодое банковское поколение через какой-нибудь дюжина лет.

Что же сейчас делать? Ответ несложен — обучаться. А значительно лучше — обучаться, обучаться и обучаться (заимствовано). Нужно не просто пристально смотреть за текущими трансформациями, происходящими в подготовке экспертов банков, но и конкретно принимать участие в этих процессах.

Необходимо четко воображать себе, как мало заполнены отечественные головы знаниями, каковые потребует от нас сутки завтрашний, и скоро осваивать эти знания.

Кто имеется кто в банке.

Наиболее значимым вопросом в кадровой работе с банковскими экспертами, будь то отбор, оценка, подготовка либо переподготовка экспертов, есть вопрос Кто имеется кто?.

Для кадровика любой эксперт — это конкретный комплект опытных данных: знаний, навыков, способностей и умений. Ответ любого кадрового вопроса, если он вправду кадровый, требует знания портрета любого эксперта в опытном ракурсе, где чертами его опытного лица являются его опытные качества.

Вопрос Кто имеется кто? фактически не существует для самих банкиров. Банкиры — это практики, они знают то, что знают, делают те обязанности, каковые делают, и все это они делают в конкретных целях: обеспечить, оформить, привлечь, разместить, получить и т.д. Кто имеется кто? в банковском мире определяется функционально и ассоциативно, где за наименованием каждой банковской должности стоят всем понятные те либо иные опытные действия.

Кредитники выдают кредиты, операционисты обслуживают счета клиентов, кассиры совершают кассовые операции и т.д. Для сотрудничества между собой банкирам достаточно тех представлений о банковских должностях, каковые организованы в следствии практической деятельности.

Умелый работник, а тем более начальник подразделения, замечательно воображает себе опытный портрет работника его профессии. Он знает, в чем заключаются конкретные должностные обязанности, и воображает себе, знания и какие навыки необходимы для исполнения этих обязанностей.

Подготовить эксперта для исполнения известных обязанностей довольно легко, тут нет никаких особых способов, учебных программ а также экзаменов: — это делай так, а это так, не знаешь — задавай вопросы. При подготовке у станка даются не все знания, а лишь те, от которых исполнение работы зависит напрямую.

Так, банкир-практик применяет собственные знания для исполнения собственных служебных обязанностей и его, в неспециализированном-то, не тревожит теория собственной подготовки. Основное, знания имеется, их достаточно для исполнения обязанностей, а дальше пора делать дело, для которого эти знания были куплены.

C точки зрения кадровой работы все не так легко. В случае если банкиру необходимы знания по банковскому делу, то кадровая работа требует знаний о самих этих знаниях. В случае если банкир применяет собственную подготовку для исполнения банковских задач, то кадровик обязан воображать себе из чего состоит подготовка самого банкира и как ее возможно осуществить от нуля до полной готовности.

Отчего же на первый замысел сегодняшнего дня выходит вопрос Кто имеется кто?.

Как уже отмечалось выше, сегодняшний банковский бизнес, это новая сфера экономики России. Занимаясь самым для себя главным, в частности бизнесом, банкиры пока не нашли время систематизировать и структурировать около себя очень многое. Сообщённое относится и к банковским должностям, и к чертям этих должностей, и к требованиям к экспертам, занимающих эти должности.

Верховная школа, со своей стороны, еще не столь прекрасно воображает себе настоящий банковский бизнес и пока не в состоянии навести в данной области теоретический порядок.

Так, в случае если опытный образ инженера-строителя был организован еще во времена Петра и с того времени только неспешно (эволюционно) изменялся, то образ, например, сегодняшнего эксперта по кредитам, при ближайшем рассмотрении различных точек зрения, получает не столь уж четкие очертания. К примеру, в некоторых банках кредитники делают функции контроля кассовой дисциплины клиентов банков.

Во многих банках одинаковые работники самостоятельно реализовывают анализ кредитоспособности заемщиков, ведут кредитные дела и реализовывают учет операций. В большинстве же банков учет операций, ведение кредитов, денежный анализ заемщиков, делопроизводство, отчетность, гарантии, другие функции и залоги не являются обязанностями одних и тех же работников.

В этих банках работники кредитных отделов имеют отношение лишь к части указанных функций, правильнее к разным комбинациям указанных частей, соответственно фактические требования к работникам одного типа везде разны. Так каков опытный портрет эксперта кредитного отдела?

В рамках целенаправленной подготовки эксперта, в большинстве случаев, обучающийся обязан взять все знания, сопряженные с главной профессией. При с кредитниками это значит, что он (кредитник) должен иметь большой (?) количество знаний о банковских операциях по большому счету и большой — об операциях, которые связаны с кредитованием. Это не только особенные формы кредитования, к примеру, факторинг, не только порядок кредитования нестандартных заемщиков, к примеру, нерезидентов, но да и то, как у банка формируются ресурсы, какая у этих ресурсов себестоимость и от чего, со своей стороны, эта себестоимость зависит.

Само собой разумеется, большая часть из указанных знаний, вероятно кроме того 90%, не будет напрямую пользуется спросом экспертом в собственной работе. Но разве инженеры самые сложные формулы изучают на производстве? Разве не ТО должно именоваться банковским образованием, ЧТО уже известно настоящему банковскому миру и в далеком прошлом активно используется им?

Опытные портреты разных банковских экспертов — это важный ход к систематизации практических знаний, созданию стандартов этих знаний, формированию требований к экспертам. Ответ на вопрос кто имеется кто снабжает зарождение методик основ и формирование образования для кадровой работы в банках. Отсутствие четкого представления того, кто имеется кто, не разрешает проводить работу с персоналом в основной области, в области его знаний.

Банки не задают себе вопросов кого и чему учить, не видят границ и содержания квалификации разных экспертов, а потому не предпринимают действенных мер к формированию данной квалификации у собственных сотрудников.

О кадровых разработках.

Одновременно с этим вакуум в работе с персоналом не имеет возможности не замечаться вовсе. Обучения нет, аттестаций нет, существующая практическая подготовка экспертов — кустарщина. Но что-то же следует сделать, это же неправильно, в то время, когда никакой работы с кадрами не ведется.

Природа не терпит вакуумов. Предложения внешних консультантов, не имеющих никакого отношения к фактически банковскому делу, предлагаются сейчас банкам в огромном количестве.

Тут вам и методики по оценке личностных качеств работников, и предложения по мотивации персонала, по воспитанию в персонале нацеленности на итог, по формированию его самостоятельности и/либо ответственности, предлагаются методики обеспечения безопасности при отборе кадров и многие, многие другие увлекательнейшие действия. Спору нет, в каждом таком предложении имеется собственный рациональное зерно.

Но, в случае если верно то, что банковский работник обязан знать стратегическое планирование лучше, чем вопросы регулирования банковской деятельности, в случае если оценка свойств работника уместна по окончании того, в то время, когда он 5 лет проработал в банке, и, одновременно с этим, нет системной оценки его профзнаний, то все это — либо шаманство, либо тема для толстой диссертации . Мы не против актуальных течений в кадровой работе, но король-то — обнажённый.

В словосочетании банковский эксперт главное слово — банковский. Психологи, кадровые технологи, западные эксперты не в состоянии ничем оказать помощь в подготовке русских банковских экспертов, по причине того, что речь заходит о опытной подготовке.

Часть внимания ко всем современным западным/универсальным разработкам в сегодняшней кадровой работе банков не должна быть больше 1%. Все это, в случае если и не мелочи, то уж совершенно верно несвоевременные мероприятия для сегодняшней финансовой системы. Запад, по всей видимости, уже давно выстроил разработке подготовки собственных экспертов, и сейчас занимается вторыми серьёзными вопросами, каковые с громадным успехом дарит нам на каждом втором семинаре, через сотни и Интернет статей в изданиях.

Напрашивается вывод, или западные кадровые технологи в далеком прошлом забыли, как у них создавались методики подготовки собственных банкиров, потому сейчас и предлагают нам совсем другой стратегический материал, или отечественные зарубежные приятели намеренно уводят нас в сторону от основных вопросов строительства капитализма.

Все внимание банков должно быть сейчас направлено на профзнания собственных работников — это неспециализированное правило. Но кадровикам банков нужно сперва обратить внимание на личные знания, главную часть которых должны составлять знания о знаниях банкиров. Банковское дело для кадровиков — вот актуальнейшая тема всех семинаров и направление для самообразования кадровых работ.

Особенно напомним, что организация кадровой работы не требует революционных мероприятий и/либо немедленного вовлечения в процессы увеличения квалификации всего персонала. Персонал обязан трудиться над собственной работой, а кадровые работы должны трудиться над персоналом. Неспешно расширяя знания о собственных банковских кадрах, а не о кадрах по большому счету, кадровики медлительно, но правильно дадут банкам новый, по-настоящему замечательный ресурс для развития — опытные кадры.

О деятельности Агентства ВЭП

Агентство ВЭП — кадровое агентство финсектора.

Занявшись в 1998г. кадровыми вопросами в банковском секторе, Агентство сходу выдвинуло вопрос кто имеется кто в банковской сфере в разряд наиболее значимых вопросов. Была совершена громадная работа по поиску стандартов в опытных портретах банковских экспертов.

Агентство ВЭП предлагает кадровым работам банков технологии, в базе которых лежит неспециализированный способ — систематизация и формализация особых банковских знаний.

Услуги Агентства: — подбор и Поиск экспертов для банков; Проведение аттестаций; — Аттестации с применением Интернет; — Межбанковские Интернет-Чемпионаты по банковскому законодательству; — Консультирование банков по вопросам организации кадровой работы в части проведения аттестаций, планирования дополнительного обучения персонала банка, повышения и переквалификации квалификации работников; — Консультирование банков по вопросам состояния рынка труда.

Продукты Агентства: — Программный продукт Громадные Банковские Тесты; АПМБ Рынок труда — Независимый программный модуль с анализом рынка труда в банковском секторе.

  • Приглашаем кредитные организации к участию во 2-м межбанковском Интернет-Чемпионате по банковскому законодательству, что проводится 12 апреля 2002г. Подробная информация о Чемпионате на сайте http://www.vep.ru.

директор Агентства ВЭП Дерендяев А.В. E-mail: vep@mail.ur.ru www.vep.ru

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: