Сергей дианин: «рынок лизинга сокращается, но особых потрясений здесь не будет»

      Комментарии к записи Сергей дианин: «рынок лизинга сокращается, но особых потрясений здесь не будет» отключены

председатель совета директоров лизинговой компании ARVAL — дочернего подразделения интернациональной банковской группы BNP Paribas.

Сергей дианин: «рынок лизинга сокращается, но особых потрясений здесь не будет»Досье Bankir.Ru. Сергей Дианин. Появился 26 ноября 1965 года в Москве. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века окончил Столичный летный университет, в 2001 году — Бизнес-школу Открытого Университета Англии.

В 1988-1990 годы — инженер-конструктор в НПО «Машиностроение», в 1994-1997 годах — менеджер по формированию бизнеса Continental Beverages Company (Франчайзинговое подразделение компании Schweppes International в Российской Федерации), в 1997-2002 года — национальный менеджер по продажам Glaxo SmithKline Consumer Healthcare (Smith Kline Beecham). В 2002-2004 годах — Лизинг и генеральный «директор компании», специализирующейся на автолизинге. В 2004-2005 годах — директор по маркетингу и продажам компании «Ренессанс Страхование».

С 2005 года — председатель совета директоров лизинговой компании ARVAL — дочернего подразделения интернациональной банковской группы BNP Paribas. Создавал российское подразделение ARVAL «с нуля».

— В течение нескольких лет на русском рынке неизменно констатировалось: лизинг идет вперед семимильными шагами, ежегодно обороты растут свирепыми темпами, законодательная база фактически оптимальна. Как сейчас выглядит обстановка, в связи с денежным кризисом? Все замерло?

— Что свидетельствует экономический кризис для рынка лизинга в целом? Возможно, то же самое, что и для всех остальных сегментов денежного рынка — в первую очередь, сокращение количеств.

— Оно измеримо как-то?

— на данный момент пока не измеримо, потому, что процесс сокращения начался по сути только в конце 2008 года. До тех пор пока мы имеем эти по рынку за 2008 год, а дабы оценить изменение состояния рынка лизинга в кризисное время, необходимо дождаться данных хотя бы за первое полугодие 2009 года.

Но, в случае если делать выводы по своим опытным ощущениям, по контактам с сотрудниками: да, рынок уменьшается. Обстоятельства все те же — дефицит наличных денег, дефицит ликвидности, снижение количеств финансирования, ужесточение подходов к рискам. Все это стало причиной тому, что лизинговые компании начали получать значительно меньше финансирования, чем прежде, соответственно, и количества операций у них значительно уменьшились.

— Другими словами в большинстве случае все зависит от того, как себя ощущает банк-«мама»?

— Не только. На рынке большое количество лизинговых компаний, свободных от конкретных банков либо банковских групп, имеется кэптивные компании, каковые финансировались самостоятельно, и у них кроме этого снизились количества.

— Больше всего кризис ударил по «Долгим» деньгами. А лизинг по большому счету в каких испытывает недостаток?

— От «Средних» до «Долгих» — начиная от двух лет и заканчивая семью. Это в целом по рынку. В сегменте своевременного лизинга необходимы деньги «Средние», на 3-4 года.

Но на рынке на данный момент остались фактически лишь «Маленькие» деньги — до года. Соответственно, цена «Средних» денег значительно выросла и сегодняшняя их цена не всегда подъемна для лизингового бизнеса. А на русском рынке лизинга очень плохо отразилась еще и девальвация рубля.

Неспециализированный результат — лизинговые компании сократили количества финансирования, они стали более внимательно наблюдать на собственных клиентов, на их кредитоспособность, кто-то начал повышать размеры задатков , кто-то — ставки.

Так, с одной стороны начало уменьшаться предложение. Иначе многие средние и малые компании, заметив, что лизинговая компания, с которой они привыкли трудиться, повышает ставки и меняет требования, решили отказаться от одолжений лизинга по большому счету и спрос также начал понижаться.

— В общем, «все как у всех». А неприятности с просрочкой платежей также появились?

— Снова же, пока тяжело оценить количества. По предварительным оценкам, приблизительно до 5% лизинговых сумок находятся сейчас в состоянии либо задержки платежа либо дефолта клиента.

— Как я знаю, в мире лизинг автотранспорта занимает до 50% от общего объема рынка лизинга. В Российской Федерации же — чуть ли не до 90%…

— Нет, это не верно.

— И все же, явный перекос отмечается?

— Напротив, сейчас другая обстановка: сделки по автотранспорту составляют приблизительно 35% от общего объема нового бизнеса в структуре русского лизинга. По большому счету, у лизинга автотранспорта в Российской Федерации еще имеется, куда расти: в случае если в той же Европе приблизительно добрая половина корпоративного автопарка находится в лизинге, то у нас — не более четверти.

— Это вы рассказываете о степени проникновения?

— Да.

— Однако, в случае если лизинг автотранспорта у нас начинается, то, скажем, лизинг недвижимости не развит по большому счету…

— Да, это так.

— А что мешает? Казалось бы, напротив, это направление должно пойти на «ура», так как потребности в недвижимости огромные?

— Потребности огромные, но имеется тонкости с позиций законодательства. Недвижимость делится на две части — само здание и земля. Вот строение возможно забрать в лизинг, а почву — нет.

И это не разрешает применять лизинг недвижимости полностью.

— А по большому счету, какие конкретно виды лизинга до кризиса успели действительно «прорасти» в Российской Федерации? К примеру, случай лизинга персонала, по-моему, зафиксирован только на заводе Форда под Петербургом…

— Не очень популярная вещь в Российской Федерации — лизинг персонала. По большому счету это достаточно своеобразная отрасль — аренда людей. Я пологаю, что связано это с тем, что до тех пор пока еще не все знают, в чем плюсы и в чем минусы.

А вот посчитать смогут все, исходя из этого легко определяют, что при лизинга персонала плюс к «классической» цене сотрудника добавляется какая-то маржа — вознаграждение лизинговой компании.

Иначе — никто не оценивает те риски, которые связаны с персоналом, каковые наступили сейчас. Не всегда видят, что сокращение собственного персонала связано с намного большими затратами, чем отказ от «забранного в лизинг» эксперта.

— Ну, возможно, вследствие того что большинство отечественных работодателей избавляются от «лишних людей» без особенных затрат и наплевав на Трудовой кодекс. Так что пока не будет настоящих профсоюзов — не будет и лизинга персонала. А вы вычисляете, что кризис может как-то направить мозги работодателей на вариант лизинга сотрудников?

— Я пологаю, что это им даст, по крайней мере, предлог задуматься.

— Один из создателей закона о лизинге Иван Грачев, как-то сообщил мне, что этим законом он особенно гордиться, как одним из самые эффективных и безукоризненных. Ваше вывод, как практика?

— Законодательство не идеально, но, по крайней мере, на сегодня оно не мешает нормально и удачно трудиться. А это уже довольно много. Само собой разумеется, имеется какие-то моменты, каковые возможно усовершенствовать…

— А с позиций налоговых льгот, которое закон дает на рынке лизинга?

— на данный момент мало изменилась обстановка, кое-какие группы вышли из-под налоговых льгот.

— Но так как, как я осознаю, один из основных стимулов в лизинге — это как раз налоговые льготы?

— Да, в случае если цена предмета лизинга громадная. Тогда, конечно, налоговые пользы покупают особенный интерес, в особенности, в случае если речь заходит о каком-то оборудовании с громадными сроками амортизации. При с недорогими машинами и на маленькой расстоянии налоговые льготы имеют уже куда меньшее значение, и на первый замысел выходят другие плюсы лизинга — к примеру, возможность взять нужный транспорт без громадных затрат на старте.

— В чем же эти плюсы? Допустим, у меня компания, которой необходимо 10 машин. Из-за чего я иду в лизинговую компанию, а не в банк за кредитом?

— Во-первых, тут принципиально важно отметить легкость и простоту заключения лизинговой сделки, и отсутствие бюрократии, которая связана с получением кредита. Забрать автомобиль в лизинг значительно несложнее, чем взять кредит на автомобиль. Иначе, к примеру, у компании имеется кредитная линия в банке.

Она имеет какие-то ограничения. Так не разумнее ли применять кредитные линии банков для ведения главного бизнеса, чем вкладывать эти средства в автопарк, что возможно забрать в лизинг?

— Вы рассказываете, что забрать в лизинг несложнее, чем забрать в долг. Сейчас сформировались какие-то правила андеррайтинга в лизинге? Имеется что-то наподобие лизинговых историй?

— Лизинговые истории имеется, но они, по большей части, сохраняются в каждой конкретной компании. Неспециализированной базы пока не существует. Были какие-то попытки ее создать, но они, скажем так, пока остались на уровне попыток.

— А по большому счету контакт корпоративный между игроками лизингового рынка существует?

— На уровне лизинговых ассоциаций существует. Имеется партнерские отношения между некоторыми лизинговыми компаниями и вне ассоциаций.

— задачи и Цели ассоциаций? Они что-то наподобие АРБ и АРБР в банковской отрасли? коллективный организатор и Лоббист?

— Обстановка на данный момент приблизительно такова. Имеется Рослизинг — самая узнаваемая ассоциация отечественного бизнеса. Следующая за ней по масштабам и известности — это Северо-западная ассоциация лизинговых компаний. Дальше идут уже более небольшие ассоциации либо кроме того не ассоциации, а секции в каких-то вторых бизнес-ассоциаций. Имеется, к примеру, Ассоциация европейского бизнеса, и в ней имеется лизинговый сектор.

Главная задача, конечно, — защищать интересы лизингового бизнеса на уровне страны, осуществлять мониторинг рынка, на сегодня эти ассоциации являются достаточно хорошим источником статистики по лизинговому рынку. Конечно, что какие-то трансформации в законодательстве, которые связаны с лизингом, также рассматриваются ассоциациями, и те выступают специалистами по таким законопроектам.

— У меня сложилось чувство, что ландшафт лизинга в Российской Федерации неравномерен. Точки роста — Северо-Запад, Западная Сибирь, Москва. Из-за чего так оказалось?

Это связанно с уровнем потребностей тех либо иных регионов в оборудовании и транспорте?

— Думаю, это связано по большей части с биографией самого бизнеса, и с уровнем развития того либо бизнеса и иного производства в регионе. Ну, еще с покупательной свойством, очевидно.

— Как раз исходя из этого, в Тюмени, к примеру, такое неистовое количество лизинговых компаний?

— Частично это связано с уровнем денег в регионе, но не только. Пологаю, что в той же Тюмени это, по большей части, кэптивные лизинговые компании по отношению к каким-то нефтяным, газовым корпорациям. Такая кэптивная компания, в большинстве случаев, создается для того, чтобы сконцентрировать инвестиционные потоки в одном месте и, снова же, взять налоговые преимущества.

Исходя из этого обычно они не являются рыночными компаниями, а действуют только в интересах собственной производственной группы и обслуживают лишь ее.

— ОК, а на примере вашей компании возможно сказать о каких-то регионах преимущественного роста лизинга?

— В нашем случае мы так как говорим не о денежном лизинге, главный суть которого — альтернатива кредиту, а об своевременном лизинге.

В случае если мы говорим о принципе формирования корпоративного автопарка компании, то тут возможно два варианта: автопарк в собственности либо автопарк на аутсорсинге.

Быть может, своевременный лизинг дороже собственности, быть может, — дешевле. Но, в целом, компании, применяющие своевременный лизинг автотранспорта, чаще побеждают, чем проигрывают. Гибкость — главной плюс своевременного лизинга.

Компания платит не за право собственности, а за право применения. А это указывает следующее: в случае если машина проехала 100 тысяч километров, значит и платится за 100 тысяч километров, пользовалась компания автомобилем один год — платит как раз за год, не больше и не меньше.

Вследствие этого география отечественного продукта достаточно равномерна на всей территории России. На сегодня приблизительно добрая половина отечественного бизнеса — это Центральная Россия и Москва, добрая половина — все другое. Очевидно, лидируют промышленные центры и крупные мегаполисы.

— Мы видим, что у лизинговых компаний на русском рынке, как будто бы у марксизма, — три главных источника. Во-первых, это «дочки» либо структурные подразделения банков. Во-вторых, свободные компании — в большинстве случаев, «дочки» чужестранцев. И в третьих, компании от больших мировых автомобилестроительные компаний типа Volvo, Scania и т.п. либо от «РЖД».

Это борьба разных подходов к лизингу?

— Я пологаю, что это легко второй формат, не смотря на то, что с позиций потенциала, управления, структуры и т.д., лучше иметь раздельно стоящую лизинговую компанию, а не подразделение в банка либо второй корпорации.

— А на рынке лизинга поднимался вопрос о регуляторе?

— Да, данный вопрос иногда появляется.

— Откуда появляется? Сильные игроки желают слабаков выбить за счет ужесточения требований к рынку либо это госслужащие видят, что тема-то «бесхозная» до тех пор пока?

— Затрудняюсь сообщить, откуда. Так как изначально лизинговая деятельность была лицензируемой, впредь до 2001 года. Позже она прекратила быть такой.

С одной стороны, это существенно упростило выход на рынок для лизинговых компаний, с другой — начали появляться компании, каковые занимаются в основном не лизинговой деятельностью, а каким-то схемами, созданными с целью получения и упрощения налогообложения налоговых льгот. С одной стороны, лизинговое сообщество не видит громадных неприятностей с лицензированием, в случае если, само собой разумеется, данный процесс не будет очень сильно забюрократизирован. В любом случае, это помогло бы отсечь случайных игроков.

Иначе, имеется опасения, что процедура будет различаться высокой степенью регулирования и может усложнить деятельность сегодняшних игроков. Со стороны страны до тех пор пока помой-му не было попыток возвратить лицензирование. Так что это не очень важный вопросы.

— Возвратимся к теме различных типов лизинговых компаний. У «дочек» автомобилестроительные компаний — явное конкурентное преимущества перед вторыми участниками рынка…

— У них имеется, скажем так, кое-какие конкурентные преимущества. Но, наряду с этим, имеются и недочёты. С одной стороны, они смогут «спонсировать» лизинговые ставки по своим продуктам, с другой — они, по определению, не смогут быть универсальными, поскольку возможность выбора ограничена одной маркой автомобиля.

— А свободные компании — они откуда взялись и на что живут? Ясно, откуда берутся деньги для лизинговых «дочек» большого банка либо автоконцерна, а как с ними умудряются соперничать свободные компании?

— Вот исходя из этого, в сегодняшней обстановке самый пострадавшими от кризиса и становятся значительно чаще как раз свободные компании. Эти лизинговые компании появились на волне спроса, в то время, когда был явный недостаток лизинговых одолжений, были кое-какие свободные ресурсы у той либо другой группы лиц либо компаний, и был интерес заняться этим бизнесом…

— Что-то наподобие «мужики, имеется занимательная тема, давайте спрыгнем и займемся»?

— Приблизительно так. Само собой разумеется, на стартовом капитале в лизинговом бизнесе продержаться невозможно, но многие свободные компании, поднявшись на ноги, деятельно трудились по привлечению внешних финансов и потом ощущали себя достаточно уверено.

— Как я не забываю, лизинговые компании чуть ли не выходили на IPO и на иные формы привлечения денег…

— IPO еще никто не проводил, но, по крайней мере, облигации деятельно размещали и размещают, завлекали стратегических инвесторов в виде инвестиционных фондов, хорошо трудились с банками.

— на данный момент это невозможно?

— Из-за чего невозможно? Компании, каковые трудились с инвестиционными фондами, продолжают совершенно верно так же трудиться, и облигации выпускаются, не смотря на то, что, само собой разумеется, в меньших масштабах, чем прежде. По крайней мере, за последнее время я просматривал о нескольких выпусках новых облигаций лизинговых компаний.

Причем среди них были как неудачные размещения, так и в полной мере успешные, в то время, когда было плановое размещение либо кроме того было больше заявок на приобретение, чем планировалось.

— А имеется ли на лизинговом рынке какие-то, упрощенно говоря, ориентиры по времени кризиса? Ну, к примеру, в случае если провал рынка до октября продлится, то выживем. А вдруг еще на год, то умрём?

— Думаю, у каждой лизинговой компании имеется собственные «параметры жизнеспособности».

— Возможно ли высказать предположение, что в случае если кризис затянется, многие компании не выживут?

— Возможно. В случае если у компаний на сегодня нет источника финансирования, и отсутствует свойство развиваться и наращивать собственный портфель, либо хотя бы поддерживать его в том же количестве, то, конечно, им угрожают сложные времена. Особенно, учитывая то, что часть клиентов находится в дефолте либо близком к этому состоянию.

— Вы же заявили, что на грани дефолта только 5% лизинговых сумок в среднем.

— Ну, во-первых, 5% — это «средняя температура по поликлинике», у кого-то — больше. Во-вторых, даже в том случае, если 5% выпадают сходу из портфеля из-за дефолтов, то компания несет убытки. Она приобретает назад какое-то оборудование, которое обязана реализовать, чем она ни при каких обстоятельствах не занималась. Также, компания обязана рассчитаться с собственными кредиторами.

В случае если портфель начинает уменьшаться, то компания вынуждена пойти и на сокращение штата, офиса и т.д. При сокращении количеств компании уменьшаются и потенциальные будущие источники финансирования. И все это, как снежный ком, увеличивается.

Конечно, что часть русских лизинговых компаний уже достаточно сильна и стабильна, дабы продолжительно удерживаться кроме того на текущем портфеле — легко благодаря тому, что он большой по размеру.

— Другими словами, получая на обслуживании текущих контрактов?

— Да. Снова же по оценкам лизинговых сообществ многие уже переключились из компаний, развивающих бизнес, в компании по сбору долгов. Главный акцент на данный момент в том месте делается на том, дабы обеспечить своевременное поступление платежей.

— А по большому счету лизинговое сообщество в стране как-то измеримо?

— Было зарегистрировано около полутора тысячи лизинговых компаний. Из них реально вели деятельность порядка 900, какое количество из них кэптивных, нерыночных — сообщить тяжело. Но, по некоторым, оценкам, реально в Российской Федерации трудится порядка 500-700 лизинговых компаний.

— А вдруг брать важных игроков?

— В случае если довольно важных, то, возможно, много две. Нельзя сказать, что данный рынок чрезмерно централизован. Имеется большое число в полной мере успешных региональных компаний.

— Нынешняя обстановка поставит точку на конъюнктурном росте рынка лизинга? Раньше в него «кидались» — он был удачный, бурно растущий, инновационный, на самом подъеме. Сейчас «хотелки», как я осознаю, кончаются и наступает время реалистов?

— Как и везде. Не смотря на то, что обязан заявить, что лизинговый бизнес ни при каких обстоятельствах, возможно, не был полностью таковой вот актуальной «хотелкой». В любом случае, критерии входа были высокими, по причине того, что, как мы уже констатировали, нельзя было легко придти на рынок с какой-то ограниченной суммой денег и стать лизинговой компанией, необходимо было мочь завлекать деньги.

Но Вы правы в том, что сейчас желающих войти на данный рынок будет значительно меньше. Снова же связано и с финансированием, и с рисками, и со спросом… Было большое количество бесед о консолидации на лизинговом рынке, о том, что громадные будут брать мелких, но пока, честно говоря, для того чтобы нет.

— Но так как имеется какие-то примеры поглощений и слияний?

— Они были, но, скажем так, они очень не афишировались. Что на данный момент происходит? Имеется компании, каковые пробуют реализовать собственный портфель, по причине того, что, как компании, их никто покупать очень не желает.

Но пока и таких сделок не отмечается много. Да, в будущем какие-то слияния вероятны, но лишь в сегменте свободных лизинговых компаний. Потому как вряд ли стоит сказать о слияниях при с «дочками» банковских групп либо больших автомобилестроительные компаний, разве что один банк поглотит второй банк вместе с его лизинговым подразделением.

Кроме этого обстоит и обстановка с «дочками» производителей машин. Volvo — как было, так и останется. Scania — как была, так и останется.

Так что не нужно ждать каких-то кардинальных трансформаций на рынке.

— В лизинге имеется какие-то единые универсальные разработки? Типа банковского скоринга и т.п.?

— Законодательно установленных нет, но неспециализированные правила, конечно же, возможно выделить. Тот же скоринг активно используется, по причине того, что в противном случае на розничном рынке легко нереально трудиться, производительность будет совсем не та.

— А как ответы принимаются. В банке это делает кредитный комитет, а при с лизингом?

— Во многих лизинговых компаниях также имеется кредитный комитет. Оценка кредитного риска, что в банке, что в лизинговой компании, проводится по однообразным разработкам с применением тех же самых способов. Соответственно, схожи и внутренние процедуры: кредитный риск проходит те же самые этапы — анализ, кредитный комитет.

Единственное отличие содержится в том, что в некоторых лизинговых компаниях ответа кредитного комитета по сделкам до определенного уровня смогут быть автоматизированы.

— Где вы берете персонал? В случае если уж банкиры жалуются на отставание банковского образования от потребностей рынка, то что же говорить о лизинге? Банковское дело в Российской Федерации хотя бы существует как вузовская профессия, а лизинг?

— на данный момент в некоторых вузах лизинг изучают, как часть какого-либо денежного курса. Возможно, ему не посвящают большое количество времени, но, однако, почин сделан. По большей части же, лизинговые компании растят экспертов самостоятельно.

Конечно, имеется какой-то переход людей из одной лизинговой компании в другую, имеется переход из банков в лизинговую компанию и обратно, но по большей части до тех пор пока это «рост с нуля».

В принципе, лизингового эксперта на рынке отыскать возможно, но несложнее отыскать легко квалифицированного эксперта какой-то второй области, к примеру, продаж либо маркетинга либо автотранспорта.

— Как-то в издании «Карьера» одна думская депутатка из «спортсменок, комсомолок и просто красавиц» высказывалась по поводу разных тем очередного номера и заявила: «для меня лизинг и все разновидности кредитов — табу». Женщина, "Наверное," не весьма осознавала, о чем обращение. В частности, что в Российской Федерации нет лизинга для физических лиц.

Но устами блондинки глаголит истина: из-за чего его нет?

— Да, лизинг, как хорошее определение, по законодательству для физлиц неосуществим. Не смотря на то, что, иначе, нет ничего, что мешает физическому лицу брать автомобиль, что-то второе в аренду с последующим выкупом. Это никоим образом не регулируется законодательством, не не разрещаеться.

Технически это вероятно.

— Но на рынке, однако, очень что-то не отмечается таких предложений?

— Были году в 2006-м попытки некоторых автомобильных дилеров делать автомобильный «лизинг» для физических лиц. Человек берет машину, платит ежемесячные платежи, а по окончании срока соглашения у него имеется две опции — выкупить эту машину либо поменять на новую. Но сейчас такие предложения провалились сквозь землю.

По большей части, думаю, вследствие того что на уровне дилера автомобилей поддерживать, по сути, кредитный портфель не легко — нет ни разработок, ни знаний, ни соответствующего штата. В этом случае нужно или трудиться вместе с банком, или организовывать себе мелкий минибанк, что трудился бы с частными лицами. Такая практика существует в Европе и в Соединенных Штатах. В Российской Федерации до определенного момента банки были увлечены кредитами, а лизинговым компаниям до тех пор пока что хватало, чем заниматься и без физических лиц.

Работа с физическими лицами — это другие кредитные риски, иные процедуры работы, другими словами к этому необходимо подготовиться достаточно без шуток, поскольку это очень трудоемкий процесс.

— А по большому счету непонимание сути лизинга — оно уже ушло? Еще лет пять назад при упоминании лизинга большая часть задавало вопросы: а что это такое?

— Сейчас уже много людей, каковые знают, что это такое и уже не смеются по поводу слова «лизинг», как прежде. Однако большая часть еще не знают, чем денежный лизинг отличается от своевременного, в чем их преимущества, особенности и т.п. Исходя из этого до сих пор отечественная главная задача — это коммуникации.

К примеру, мы не кричим, что «ARVAL» — лучшая лизинговая компания по своевременному лизингу машин. Это легко безтолку, вследствие того что большая часть отреагирует так: ну, лучшая, а что это такое? Исходя из этого мы растолковываем, что такое своевременный лизинг машин, что он дает, каковы его преимущества.

— Чем вы живете вне работы? Вы женаты?

— Да.

— А дети?

— Сын, 20 лет.

Среди увлечений — горные лыжи, волейбол. А по большому счету ARVAL — это мое главное увлечение в течении последних трех лет, поскольку компания создавалась «с нуля» и увеличивается и развиваться. Не смотря на то, что добавлю, что в последние полтора года добавилось еще одно хобби — два раза в неделю французский.

— И как идет?

— Не легко идет, честно говоря.

— А погружение не оказывает помощь? Вы все-таки «дочку» французской денежной группы возглавляете. Помнится, как проторчал несколько недель в Париже, так сходу отыскал в памяти, как именуется ветчина…

— Погружение очень не удается, в отечественной группе больше употребляется английский язык. Я учу французский отнюдь не по корпоративным мыслями. Легко как-то принимал участие в переговорах, где через переводчика мы общались по-французски.

И мне , как звучит данный язык.

— Да, BNP Paribas, в отличие от вторых французских компаний, весьма космополитична. Я первый раз заметил французскую компанию, которая не выделяет, что она французская. По причине того, что «обычный» француз «нормально» ненавидит английский язык и — от себя добавлю — верно делает.

Традиционно французы позиционируют особенный французский дух бизнеса, а у BNP его нет по большому счету…

— Отчего же, имеется, легко, в целом, стратегия компании — быть как раз Интернациональной Группой, а не французским банком. Я не могу сообщить, верно это либо нет, но мне, к примеру, это больше нравится, чем, если бы это был бизнес, базирующийся на культуре какой-то одной страны. По причине того, что, если ты трудишься в 70 государствах, нельзя быть одной национальности, нужно быть мультинациональным, в противном случае бизнес не будет успешным.

Экспертное мнение. Что ждет рынок лизинга в 2015 году?


Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: